Сертификационные испытания проектируемого среднего военно-транспортного самолета Ил-276 будут совмещены с государственными. Тактико-техническое задание будет подготовлено под требования как Министерства обороны, так и Международной организации гражданской авиации, что позволит использовать самолет для гражданских целей, сообщается в пресс-релизе Объединенной авиастроительной корпорации, поступившем в редакцию N+1.
Проектируемый средний военно-транспортный самолет Ил-276 имеет классическую для транспортных самолетов схему однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным хвостовым оперением. Самолет получит два турбовентиляторных реактивных двигателя. Изначально на него будут устанавливаться двигатели ПС-90А-76, применяемые сегодня в Ил-76, а затем ПД-14М, разрабатываемые для пассажирского самолета МС-21. Планируется, что грузоподъемность Ил-276 составит 20 тонн, практическая дальность две тысячи километров, а крейсерская скорость 800 километров в час.
Ожидается, что первый полет Ил-276 состоится в 2023 году, а в 2026 году первые серийные самолеты должны поступить в войска. Как заявил первый заместитель Генерального директора ПАО «Ил» Павел Черенков, тактико-техническое задание проекта готовится с учетом требований Министерства обороны и Международной организации гражданской авиации. Это позволит впервые в истории российского авиастроения совместить государственные и сертификационные испытания, ускорить процесс сертификации и применять самолет не только в войсках, но и в гражданской авиации.
Пока Ил-276 находится на этапе эскизного проектирования, во время которого определяются основные характеристики самолета, его внешний вид и функции. В декабре 2017 года в Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского прошли испытания модели Ил-276. Во время испытаний специалисты проверяли поведение самолета в режимах взлета и посадки с выпущенной механизацией крыла. Для этого использовался специальный экран, имитировавший близость земли. Испытания показали, что эти условия не оказывают значительного влияния на аэродинамические характеристики самолета.
Проект самолета Ил-276 основан на совместном российско-индийском проекте МТС (многоцелевой транспортный самолет). Он также подразумевал создание среднего транспортного самолета, способного выполнять полеты на расстояние двух тысяч километров. Работы над проектом велись с 2001 года, но в 2015 году из проекта вышла индийская компания Hindustan Aeronautics Limited, а в 2017 году Россия объявила об окончании совместного проекта.
Григорий Копиев
А также протестировали сбор данных телеметрии
Американская компания Stratolaunch провела успешный тестовый сброс прототипа гиперзвукового планера Talon-A c крыла двухфюзеляжного самолета-носителя. В ходе полета также был отработан сбор телеметрических данных в преддверии первого гиперзвукового испытания. Калифорнийская компания Stratolaunch знаменита своим самолетом Scaled Composites Model 351, который также называют Stratolaunch Roc, в честь мифической птицы Рух. Самолет, совершивший первый полет в 2019 году, имеет два фюзеляжа и шесть двигателей. Размах его крыла составляет 117,3 метра, что делает его крупнейшим в мире по этому показателю. Изначально предполагалось, что он выступит в качестве стартовой платформы для воздушного запуска орбитальных ракет Pegasus X, а также ракет собственной разработки компании Stratolaunch. Однако после смерти своего основателя Пола Аллена компания сменила концепцию, полностью отказавшись от орбитальных запусков и сконцентрировавшись на разработке исследовательского гиперзвукового планера. Проект планера названием Talon-A был впервые представлен в 2021 году. Его масса составляет 2,7 тонны. Длина равна 8,5 метрам, а размах крыла — 3,4 метрам. Ракетный двигатель в хвостовой части должен разгонять аппарат до шести Махов. Однако первый прототип с индексом TA-0 не имеет двигателя на борту и предназначен для испытаний крепления к самолету и тестовых сбросов с высоты. Первый полет Roc с прототипом TA-0, присоединенным к пилону под центральной секцией крыла, состоялся в октябре 2022 года. 13 мая 2023 года в ходе длившегося 4 часа 8 минут одиннадцатого полета Stratolaunch Roc впервые произвел тестовый сброс планера TA-0. Испытание прошло успешно и подтвердило возможность безопасного отделения гиперзвукового аппарата от воздушной стартовой платформы. Во время полета, проходившего над базой Ванденберг, также был протестирован сбор данных телеметрии перед предстоящим первым гиперзвуковым полетом. Теперь компания будет готовиться к первому испытательному гиперзвуковому полету второго прототипа с индексом TA-1, который планируется провести во второй половине лета 2023 года. Ранее мы рассказывали про успешные посадочные испытания прототипа возвращаемой крылатой ступени многоразовой индийской ракеты RLV-TD.