Американские ученые изучили активность мозга религиозных людей при повторном переживании опыта «божественных откровений». Для этого они попросили участников рассказать о моментах единения с «высшей силой» и других, стрессовых и эмоциональной нейтральных воспоминаниях, а затем повторили им эти истории во время фМРТ-сканирования. Ученым удалось проследить за снижением активности некоторых отделов мозга, также характерной и для переживания других воспоминаний. Статья опубликована в журнале Cerebral Cortex.
Среди адептов различных религиозных практик «божественные откровения» могут быть разными: например, кто-то может сообщить о том, что слышит чей-то голос, кто-то может почувствовать вину за свои грехи или бесконечную благодарность, а кто-то сообщает о единении с природой. Несмотря на различия, объединяет подобный субъективный опыт чувство присутствия некой высшей силы, диссоциации от реального «я».
Биологические основы божественных откровений изучают достаточно редко: с одной стороны, виной тому скептицизм научного сообщества в отношении этого вопроса (этому также подвержены, например, исследования гипноза). С другой стороны, вызвать подобный опыт (а также убедиться в том, что он в действительности происходит) довольно сложно: чаще всего приходится полагаться на воспоминания человека о пережитом опыте. Именно их в своем эксперименте использовали ученые под руководством Марка Потензы (Marc N. Potenza): в их исследовании приняли участие 27 верующих добровольцев без психических отклонений. Каждого из них попросили описать несколько случаев из собственной жизни: обычный, эмоционально нейтральный (расслабляющий) опыт, опыт в стрессовой ситуации, а также — моменты «божественных откровений». Из получившихся историй затем создали короткие рассказы, каждый из которых зачитывали участникам индивидуально, пока сами они находились в МРТ-сканере.
Обычно для исследований с использованием функциональной магнитной томографии используют два типа условий: активное и контрольное. Активное условие (например, чтение слов) позволяет проследить за активностью мозга, характерной для выполнения конкретной задачи; однако, к такой активности также добавляется «базовая»: к примеру, вызванная использованием визуальной или слуховой системы. Контрольное условие (например, использование нелексической визуальной информации или чтение псевдослов) позволяет избавиться от лишней активации, оставив только ту, которая важна для целей исследования. В частности, в настоящем эксперименте разница между активацией мозга в ответ на разные воспоминания позволила проследить за тем, чем отличается «божественная» активность мозга от другой.
Ученые обнаружили снижение активности в нижнем отделе левой теменной доли при обработке воспоминаний, связанный с религиозным опытом. Эта зона связана с обработкой эмоциональных выражений лица, а также ощущением собственного тела в пространстве: сниженная активность теменной доли может говорить о «выключении» объективного опыта, получаемого органами чувств. Тем не менее, подобная активность также наблюдалась и при стрессовых воспоминаниях и не наблюдалась при нейтральных. А религиозный и нейтральный опыт объединяла сниженная активность полосатого тела и таламуса, также участвующих в обработке сенсорной и эмоциональной информации. Такие результаты могут говорить в пользу того, что у религиозных и стрессовых воспоминаний, с одной стороны, похожий, а с другой — различающийся нейронный механизм.
Стоит отметить, что, несмотря на то, что ученым удалось выделить нейронные корреляты, объединяющие религиозный и стрессовый, а также религиозный и эмоционально нейтральный опыт, четко проследить за тем, чем именно «божественные откровения» отличаются от любого другого опыта, они не смогли. Для более последовательных выводов активность мозга религиозных людей при переживании субъективного опыта стоит изучать и далее.
Два года назад благодаря случайному стечению обстоятельств ученым удалось зарегистрировать активность головного мозга во время божественного откровения у пациента с эпилепсией: приступ сопровождался высокой активностью префронтальной коры в гамма-диопазоне (от 30 до 40 Гц). О других исследованиях в области нейробиологических основ религиозности вы также можете прочитать в нашем материале «Шлем Бога».
Елизавета Ивтушок
Негативная музыка от погоды не зависела
Британские, немецкие и австралийские исследователи обнаружили, что вероятность попадания музыки с высокой интенсивностью и позитивными эмоциями в верхние строчки чартов Великобритании увеличивается с ростом температуры воздуха и уменьшается в дождь. При этом популярность меланхоличной музыки от погоды не зависит. Отчет о работе появился в журнале Royal Society Open Science. Музыка — общечеловеческий феномен, присущий всем известным культурам, и часть повседневной жизни большинства людей. Одна из важнейших ее функций — это регуляция настроения. Зачастую люди слушают музыку, чтобы подкрепить, выпустить или сменить текущие эмоции, что, в свою очередь, влияет на физическое здоровье, психическое благополучие и когнитивное функционирование. При этом большинство социально-психологических исследований на эту тему касаются либо индивидуальных черт, таких как возраст или тип личности, либо контекста и жизненных ситуаций. В двух небольших работах было показано, что, когда людей просят представить определенный сезон, это влияет на их выбор музыки — энергичную предпочитают весной и летом, меланхоличную зимой. Однако здесь идет речь о гипотетических ситуациях и субъективных комментариях. Возрастающая доступность данных музыкальных сервисов позволяет проследить более обширные тренды — к примеру, анализ выборки из миллиона пользователей в 51 стране продемонстрировал, что в рабочее время люди больше слушают бодрые композиции, а поздно вечером — расслабляющие, то есть их выбор оформляет и отражает настроение. Сотрудники Оксфордского университета, Институтов эмпирической эстетики и человеческих когнитивных и нейронаук Общества имени Макса Планка, Университетов Джеймса Кука и Кертина под руководством Мануэля Англады-Торта (Manuel Anglada-Tort) сосредоточили внимание на корреляции музыкальных предпочтений с погодой. Они воспользовались данными обо всех синглах, вошедших в недельные топ-100 официального чарта Великобритании с 1953 по 2019 год — всего 23859 песен 7398 исполнителей. С помощью сервиса Spotify для каждой композиции определили девять ключевых аффективных параметров: громкость, танцевальность, энергичность, инструментальность, акустичность, разговорность, присутствие живой аудитории, позитивный или негативный эмоциональный заряд и темп. Последний параметр оценивали в ударах в минуту, остальные дихотомически (0 или 1). Для всех этих показателей определили месячные корреляты с данными государственной метеослужбы о температуре воздуха, количестве ярких солнечных часов и дней с осадками более миллиметра, а также ввели поправку на долгосрочные тренды в погоде и музыке. Анализ проводили методом главных компонент и с помощью обобщенных аддитивных моделей. Выяснилось, что энергичная и позитивная музыка чаще появлялась в чартах при теплой и солнечной погоде, причем это проявлялось сильнее всего в те месяцы, когда тепла и солнца было мало (наиболее востребованной она оказалась в конце лета и осенью). В дождливую пору, напротив, такие мелодии пользовались меньшей популярностью. При введении дополнительных поправок на сезонные факторы помимо погоды (например, отпуска и праздники) влияние солнечного света оказывалось незначимым, а тепла и осадков — сохранялось. Спокойная и негативная музыка с погодными факторами и временем года никак не коррелировала. Дополнительный анализ, учитывающий популярность песен, выявил наибольшую связь с погодой композиций из топ-10, при этом у нижних 10 строк топ-100 она практически отсутствовала. Предположительно, совпадение настроения композиции с преобладающей погодой может быть фактором, который способствует ее продвижению к вершине чарта. Как пишут авторы работы, полученные результаты дополняют исследования из других областей (например, финансов, преступности, психического здоровья), демонстрируя, что крупномасштабные популяционные предпочтения культурных феноменов (в данном случае музыки) находятся в числе прочего под влиянием долговременных факторов окружающей среды (погоды) через механизмы регуляции настроения. В 2017 году канадские нейробиологи выяснили, что за наслаждение музыкой отвечает та же мозговая система, что и за удовольствие от психоактивных веществ, секса и еды. Чтобы объективно оценить степень вовлеченности в прослушивание музыки, их американские коллеги два года спустя измерили синхронизацию с ней мозговой активности. Тогда же другой канадский коллектив показал, что фактор неожиданности повышает удовольствие от музыки.