Палеонтологи состарили древнейших родственников ящериц и змей на 70 миллионов лет

Палеонтологи отодвинули возникновение чешуйчатых на 70 миллионов лет назад, сообщается в Nature. Ученые исследовали окаменелости рептилии возрастом 240 миллионов лет и обнаружили, что анатомически она относится к чешуйчатым и является древнейшим представителем этого отряда.

К чешуйчатым относятся ящерицы, змеи и менее известная группа амфисбены (они же двуходки). До сих пор считалось, что отряд появился в юрском периоде, а возраст древнейших из известных окаменелостей чешуйчатых — около 168 миллионов лет. Однако молекулярные данные свидетельствуют о том, что их общий предок жил гораздо раньше, в триасовом или пермском периоде.

Ученые из шести стран под руководством Майкла Калдуэлла (Michael Caldwell) из Альбертского университета изучили окаменелости рептилии Megachirella wachtleri, найденные еще в 2003 году в итальянских Альпах. Тогда палеонтологи, описывавшие находку, отнесли отнесили мегакиреллу к лепидозавроморфам — группе, в которую входят чешуйчатые и клювоголовые рептилии. Мегакирелла обитала 240 миллионов лет назад, в среднем триасе.

В новом исследовании группа Калдуэлла сделала окаменелостям компьютерную томографию и создала трехмерную модель скелета. После внимательного изучения оказалось, что ряд анатомических особенностей (например, строение чешуйчатой кости черепа), характерных только для представителей чешуйчатых, позволяет отнести рептилию к этому отряду. С учетом полученных данных авторы работы предположили, что мегакирелла была не самым древним представителем чешуйчатых.Возможно, они возникли еще в пермском периоде, около 257 миллионов лет назад. Кроме того, ученые, на основе молекулярных и морфологических данных составили генеалогическое древо отряда.

В прошлом году палеонтологи немного состарили других рептилий, крокодиломорф. Они обнаружили окаменелости геозавра возрастом 163 миллиона лет. До этого считалось, что они появились около 160 миллионов лет назад.

Палеонтологи приняли современное пчелиное гнездо за организм возрастом в полмиллиарда лет