Клановые войны сильно проредили ряды неолитических мужчин

Американские исследователи объяснили резкое падение численности мужчин, которое произошло в нескольких популяциях Старого Света 5-7 тысяч лет назад. Как пишут ученые в Nature Communications, причиной этому могло стать формирование патрилинейных кланов (в которых родство считается по мужской линии) и войны между ними.

Несколько независимых исследований (1, 2) показывают, что 5-7 тысяч лет назад генетическое разнообразие Y-хромосомы (которая передается по отцовской линии) в некоторых популяциях в Европе, на Ближнем Востоке, Сибири, Южной и Центральной Азии резко упало. При этом разнообразие митохондриальной ДНК, передающейся по материнской линии, не изменилось. Соотношение мужчин и женщин в это время составляло 1:17 и это «бутылочное горлышко» существовало примерно полтора тысячелетия.

Исследователи из Стэнфордского университета под руководством Маркуса Фельдмана (Marcus Feldman) рассмотрели три гипотезы, которые могли бы объяснить резкое уменьшение численности, и признали их несостоятельными. Во-первых, причиной демографических изменений могли стать экологические причины или болезни, которые повысили смертность младенцев мужского пола и повлияли на соотношение полов при рождении. Эта гипотеза неверна по мнению ученых, так как болезни и изменение климата не могут настолько сильно изменить соотношение между полами. Во-вторых, «бутылочное горлышко» могло получиться в результате миграции небольшой группы фермеров-переселенцев, которые принесли с собой более продвинутую культуру и вытеснили местных мужчин. Подобные миграции случались, как минимум, в Западной Евразии; они подтверждаются археогенетическими данными. Но при этом группы переселенцев были больше, чем популяции, которые они замещали. Согласно третьей гипотезе, по мере развития технологий, в первобытных сообществах возникло социальное и материальное неравенство. В том числе, оно повлекло возникновение многоженства. Но опять же, это предположение не объясняет столь резкой разницы в соотношении полов.

В результате авторы статьи построили математическую модель, учитывающую генетические, археологические и антропологические данные, и на ее основе предложили свое объяснение. По мнению исследователей, древние жители Евразии формировали патрилинейные кланы. При патрилинейности учитывается родство детей с отцом, а не с матерью. Вероятно, женщины выходили замуж за мужчин из других кланов, или даже из других мест, а мужчины оставались в родительской семье. В результате такого устройства общества генетическое разнообразие Y-хромосом уменьшалось. Также авторы исследования предположили, что участники кланов часто сражались между собой за территорию и ресурсы, что порой приводило к полному исчезновению мужчин из того или иного клана.

Родство может считаться как по отцу (патрилинейность), так и по матери (матрилинейность). Унилинейностью называется постоянный счет родства по одному из родителей, из поколения в поколение. При дуолинейности ребенок относится и к патрилинейной, и к матрилинейной группам.

Ранее исследователи показали, что во время миграции неолитических фермеров из Малой Азии в Европу, 7,5 тысяч лет назад, переселенцы путешествовали целыми семьями. А в миграции кочевников из понтийско-каспийской степи, которая произошла около 4,5 тысяч лет назад и продолжалась несколько поколений, принимали участие, в основном, мужчины.

Палеолитической женщине из пещеры Златый кунь реконструировали внешность