Российская плавучая атомная электростанция «Академик Ломоносов» проекта 20870 завершила первый свой после постройки выход в море, прибыв на площадку «Атомфлота» в Мурманске. Согласно сообщению «Росатома», электростанция, вышедшая в апреле текущего года из Санкт-Петербурга, преодолела около четырех тысяч километров, пройдя Балтийское, Северное, Норвежское и Баренцево моря. «Академик Ломоносов» — несамоходное судно; его буксировали все время перехода.
В отдаленных регионах России строительство полноценных атомных электростанций затруднено. Поэтому в качестве альтернативы в разное время предлагались различные проекты самоходных и несамоходных судов с атомными энергоблоками на борту. Например, в США в 1963 году в плавучую атомную электростанцию было конвертировано транспортное судно «Чарльз Кагл» типа «Либерти». После конвертации оно получило имя «Среджис» и до 1975 года обеспечивало энергией зону Панамского канала при перебоях в работе наземной системы энергоснабжения.
В России разработка атомного плавучего энергетического блока велась с середины 2000-х годов. Работы велись по проекту 20870. «Академика Ломоносова» заложили в 2007 году. Это судно предназначено для замещения устаревших Билибинской атомной электростанции и Чаунской угольной тепловой электростанции в Чукотском автономном округе. Его планируется пришвартовать в городе Певек на Чукотке, где с 2016 года ведется строительство необходимой для плавучей электростанции инфраструктуры.
«Академик Ломоносов» получил два водо-водяных реактора КЛТ-40С ледокольного типа с электрической мощностью до 35 мегаватт каждый и тепловой мощностью до 150 мегаватт. Электростанция может использоваться для отопления домов, опреснения морской воды с получением до 240 тысяч кубометров пресной воды в сутки. Длина судна проекта 20870 составляет 144 метра, а ширина — 30 метров. «Академик Ломоносов» имеет водоизмещение 21,5 тысячи тонн.
В порт Мурманска плавучая электростанция прибыла 19 мая текущего года. Здесь на площадке «Атомфлота» будет производиться зарядка ее реакторов ядерным топливом. Эти работы планируется начать в июле 2018 года. Кроме того, будут проводиться расширенные швартовные испытания. Затем «Академик Ломоносов» отправится к месту постоянного базирования в городе Певек. Как ожидается, в свою конечную точку судно прибудет в 2019 году.
В октябре прошлого года петербургское конструкторское бюро «Айсберг» приступило к разработке технического проекта нового многофункционального судна атомно-технологического обслуживания, которое будет использоваться, в том числе, для перезарядки корабельных атомных реакторов, включая реакторы «Академика Ломоносова». Согласно требованиям к новому специальному судну, оно будет заниматься обслуживанием судов и плавучих сооружений, оснащенных реакторными установками РИТМ-200, РИТМ-400 и КЛТ-40С. Как ожидается, опытно-конструкторские работы по проекту будут завершены до конца 2018 года.
Василий Сычёв
В начале 2020 года ученые из Университета Геймгольца в Берлине объявили о новом рекорде эффективности тандемных перовскитно-кремниевых солнечных элементов — 29,15 процентов. Десять месяцев спустя в журнале Science вышла подробная статья об элементах-рекордсменах. Чтобы добиться высокой эффективности, ученые использовали перовскитный материал с максимальной шириной запрещенной зоны и стабилизировали его с помощью самоорганизующегося слоя метил-замещенного карбазола.