Своевременная диагностика зрения может улучшить оценки по математике, выяснили ученые из Китая и США, выдав бесплатные очки школьникам в одном из китайских уездов. Оказалось, что те дети, которые получили очки в начале учебного года, под конец года улучшили свои знания математики больше, чем те, кому скорректировали зрение позже. Статья опубликована в журнале JAMA Ophthalmology.
По данным Всемирной организации здравоохранения примерно 20 процентов детей школьного возраста в странах с низким и средним уровнем дохода имеют плохое зрение. Эту проблему можно исправить диагностикой у офтальмолога и подбором пары корректирующих очков; тем не менее, в некоторых регионах ситуация осложняется либо отсутствием финансовой возможности провести диагностику и приобрести очки, либо просто отсутствием специализированных центров.
Не скорректированное вовремя зрение может привести к его ухудшению и снижению качества жизни. Для детей школьного возраста коррекция зрения особенно важна: плохое зрение может сказаться на их успеваемости. Для того, чтобы выяснить, какую роль в учебе играет своевременная диагностика зрения и принятие мер по его исправлению, команда китайских и американских ученых под руководством Юэ Ма (Yue Ma) из Шэньсийского нормального университета при поддержке компании OneSight установили в одном из госпиталей китайского уезда Юншоу центр по проверке зрения. В нем осмотрели 2613 детей из 31 провинциальной школы: у 1200 из них обнаружили проблемы со зрением (аметропию).
Детей разделили на две группы, первая из которых прошла диагностику и получила бесплатные очки в начале учебного года, а вторая — в середине. В начале и конце учебного года дети из обеих групп прошли стандартизированный тест по математике. Главной задачей ученых, таким образом, было выяснить, как ранняя или поздняя коррекция зрения с помощью очков скажется на успеваемости детей.
Исследователи выяснили, что в конце исследования способности по математике среди детей, получивших очки раньше, были существенно (p = 0,04) выше, чем у тех детей, которые прошли диагностику и получили очки позже. Более того, среди детей из ранней группы о дальнейшем ношении очков сообщили 75 процентов детей, в то время как среди тех детей, которые получили очки позже, продолжили носить их только 55 процентов.
Работа, таким образом, подчеркивает важность не только доступности офтальмологических центров, но и своевременной диагностики и принятия мер по коррекции зрения. Стоит также уточнить, что исследование проводилось только в одном китайском уезде (хоть и включало достаточно большое количество школ и участников): для того, чтобы сделать более точные выводы, подобные исследования необходимо проводить и далее.
Математику избрали в качестве основной меры оценки успеваемости не зря: она считается важнейшим предметом, показывающим знания азиатских детей, как с точки зрения их самих, так и их родителей. Высокие ожидания, связанные с успехами по математике, часто вызывают так называемую «математическую тревожность». О том, что это такое, вы можете прочитать в нашем материале «Кто боится математики?».
Елизавета Ивтушок
За детьми наблюдали пять лет
Британские, датские, немецкие, французские и шведские ученые в рамках когортного исследования выяснили, что низкие баллы по шкале Апгар у новорожденных младше 28 недель гестации не связаны с нарушениями нервно-психического развития в пятилетнем возрасте. Всего в исследовании было 996 младенцев, родившихся на сроке менее 28 недель гестации, за которыми наблюдали до пяти лет. После корректировки на социально-демографические переменные, перинатальные факторы и тяжелые неонатальные заболевания, ученые не обнаружили связи между оценкой по шкале Апгар и показателями нервно-психического развития, даже при оценке по шкале три и менее. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Также ученые не обнаружили связи между низкой оценкой по шкале Апгар при рождении и двигательными нарушениями (за исключением детей с церебральным параличом). Хотя оценка по шкале Апгар полезна для оценки клинического риска и принятия решения о проведении реанимационных мероприятий, это когортное исследование показало ее слабую предсказательную способность для долгосрочного прогнозирования нарушений нервно-психического развития у недоношенных детей.