Теорию сознания обнаружили у семимесячных детей

Рафаэль Санти «Мадонна со щеглом» (1507 год)

Gallerie degli Uffizi

Способность объективно оценивать информацию, доступную другим людям, и оценивать на ее основе верность суждений появляется у детей уже в возрасте семи месяцев. Это выяснили американские ученые, которые записали активность мозга младенцев во время просмотра видеороликов с классической задачей про кукол, прячущих игрушку. Статья опубликована в The Journal of Neuroscience.

Теория сознания, также известная как модель психического состояния человека (англ. theory of mind), представляет собой способность понимания всех аспектов психического состояния (чувств, эмоций, намерений) — причем как своих собственных, так и окружающих. Она позволяет людям не только эффективно оценивать окружающих, но и прогнозировать их поведение. Теория сознания не является способностью врожденной, но развивается уже в самом раннем возрасте: например, ученым удалось показать, что способность распознавать ложность чужих убеждений появляется у детей уже в возрасте 2,5 года, хотя ранее считалось, что она развивается лишь к четырем годам.

До сих пор не было известно о том, отличаются ли способностью к теории сознания дети, еще не научившиеся говорить. Наиболее объективным показателем наличия теории сознания у детей могут послужить нейровизуализационные данные: считается, что за эффективное распознавание чужого психического состояния во многом отвечает префронтальная кора, а также височно-теменной узел. Однако, эксперименты с использованием ЭЭГ и МРТ на маленьких детях почти не проводят из-за возможных неудобств (необходимо сидеть или лежать очень долго и спокойно) а также неизученных последствий воздействия электромагнитного излучения в раннем возрасте.

В новом исследовании психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне под руководством Юлии Николаевой (Julia Nikolaeva) провели эксперимент с использованием метода БИК-спектроскопии: он позволяет, подобно фМРТ, визуализировать активные участки мозга на основе притока к ним гемоглобина, хорошо поглощающего инфракрасное излучение. 

В эксперименте приняли участие двадцать семимесячных младенцев. Активность их мозга записывали во время просмотра коротких видеороликов с куклой, которая прячет игрушку, и куклой, которая затем ее ищет. Такое задание часто называют «задача Салли и Энн». В начале ролика Салли кладет игрушку в одну из коробок, после чего уходит. Пока Салли нет, Энн достает игрушку и перекладывает ее в другую коробку. По возвращению Салли, ребенку необходимо ответить на вопрос о том, где Салли будет искать игрушку. Разумеется, сама Салли не знает, что ее игрушку переложили, поэтому она будет искать ее в первой коробке — той, в которую она и положила игрушку. Сам ребенок, тем не менее, знает, где игрушка: от его ответа зависит то, способен ли он эффективно понимать и оценивать намерения и действия других людей.

Детей в новом эксперименте не спрашивали, в какой коробке должна быть игрушка (вместо этого исследователи записывали активность их мозга), а саму экспериментальную парадигму адаптировали. На видео игрушку прятала кукла-панда, а наблюдателем была девушка. В первом случае панда перекладывала игрушку на глазах у девушки и она правильно определяла ее местоположение. Во втором случае девушка отворачивалась, но заглядывала в то место, куда игрушку переложили, а не туда, где она была до этого.


Результаты показали, что активность височно-теменного узла и префронтальной коры (участков, отвечающих за наличие теории сознания) выше в мозге детей в том случае, когда они наблюдают за ложными убеждениями: то есть в том случае, когда девушка, не зная, что игрушку переложили, находила ее. 


Любопытно, что такая же активность мозга во время прохождения подобного эксперимента характерна и для взрослых людей. Это, по мнению ученых, означает, что способность к оценке ложности чужих убеждений появляется у маленьких детей еще до того, как они учатся говорить. Полученные данные говорят в пользу того, что теория сознания развивается гораздо раньше, чем ранее предполагалось. 

В раннем возрасте, еще до того, как дети учатся говорить, они приобретают многие способности, необходимые для эффективного познания мира. Например, недавно ученые выяснили, что в полгода дети уже умеют соотносить эмоции в голосе с эмоциями на лице, а также могут проследить семантическую связь между двумя предметами.

Елизавета Ивтушок

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.