Пользу тайцзицюань для здоровья увидели в МРТ

Коллектив из США и Китая в пилотном исследовании показал, что регулярные занятия тайцзицюань на протяжении трех месяцев положительно сказались на здоровье пожилых участников эксперимента. Магнитно-резонансная спектроскопия показала увеличение уровня N-ацетиласпартата (одного из ключевых метаболитов нервных клеток) в коре головного мозга, а также ускорение процессов энергообмена в мышцах ног. Исследование опубликовано в Journal of Neuroimaging.
Тайцзицюань (иногда «тайчи») считается одним из традиционных, так называемых «внутренних» направлений китайских боевых искусств. Его арсенал — плавные, округлые движения, направленные на то, чтобы вывести противника из равновесия и использовать его же силу против него; по этим признакам тайцзицюань можно сравнить с японским «аналогом» — айкидо. Несмотря на то, что формально и идеологически тайцзицюань — это боевое искусство, в массовой культуре его чаще причисляют к гимнастике или духовным практикам и сравнивают с йогой или цигун. В пользу такого сравнения отмечается, что занятия тайцзицюань положительно сказываются на здоровье практикующих: было доказано, что в ходе тренировок укрепляются мышцы ног и усиливается мозговая активность. Однако до сих пор практически не проводились исследования, в которых бы изучалось влияние тайцзицюань на уровне клеточного метаболизма.
В новой работе авторы использовали магнитно-резонансную спектроскопию головного мозга и квадрицепсов, чтобы отследить маркеры метаболизма нервных и мышечных клеток соответственно. Ученые измеряли уровень N-ацетиласпартата (показатель общего числа здоровых нейронов) и креатинфосфата (высокоэнергетическое соединение, расходуется при интенсивных кратковременных нагрузках). В эксперименте принимали участие шесть человек старше 55 лет, до этого не изучавших тайцзицюань. В ходе исследования они как минимум два раза в неделю по часу занимались с инструктором на протяжении 12 недель. Уровни метаболитов измерялись в стандартном клиническом аппарате для МРТ до и после 12-недельного цикла.

Ученые отметили улучшение состояния участников по обоим показателям. Так, уровень N-ацетиласпартата в среднем увеличился на 5,4 процента (лишь у одного из человека наблюдалось незначительное снижение), а характерное время регенерации креатинфосфата в мышцах сократилось на 16,5 процентов (увеличение также произошло только у одного участника). Авторы уточнили, что общее снижение уровня N-ацетиласпартата часто коррелирует с процессами старения или развития таких заболеваний, как рассеянный склероз, шизофрения или болезнь Альцгеймера, тогда как высокий уровень обычно свидетельствует об общем тонусе организма и наблюдается у физических крепких людей.

Стоит отметить, что у исследования есть ряд ограничений, основное из которых — маленькая выборка участников и отсутствие контрольной группы. Это ограничение оправдывается тем, что исследование — пилотное, что, в свою очередь, указывает на то, что результаты — лишь предварительные. Для того, чтобы сделать точные выводы о зависимости между практиками и здоровьем пожилых участников, необходимо, как отмечают сами авторы, проводить исследования и далее: с более продуманным дизайном эксперимента и большим числом добровольцев.

Ранее похожие исследования проводились среди тех, кто занимается йогой. Так, было показано, что многолетняя практика йоги положительно влияет на нейропластичность и способствует улучшению памяти и внимания. Также сообщалось о пользе йоги для тех, кто страдает депрессией.
Тарас Молотилин