Американская компания General Atomics провела испытания системы управления перемещениями беспилотных летательных аппаратов по палубе авианосца. Согласно сообщению компании, поскольку проверки проводились на эрзаце палубного беспилотника MQ-25 Stingray, некоторые действия, выполняемые аппаратом, лишь имитировались. В частности, имитировался выпуск тормозного гака, раскладывание крыла и раскрытие створок отсека вооружения. Состоявшиеся проверки признаны успешными.
Во время интенсивного летного дня по палубе авианосца могут одновременно перемещаться несколько летательных аппаратов. Для того, чтобы сделать их перемещение по палубе и распределение по стартовым позициям безопасным, на авианосце работают распорядители палубы. Они отдают летательным аппаратам команды по рулению, а также проводят предполетную проверку — визуальный контроль работы всей механизации самолетов. Для отдачи команд распорядители палубы используют светящиеся жезлы.
Система управления перемещениями беспилотника по палубе, разработанная General Atomics, предполагает встраивание в жезлы специальных устройств. Они способны распознавать жесты, показываемые распорядителем, и передавать их аппаратам в виде соответствующих команд: складывания или раскладывания крыла, выпуска или поднятия тормозного гака, маневрирования. В перспективе система управления получит световую индикацию — с помощью набора светодиодов беспилотник сможет показать понял ли он жест распорядителя и статус выполнения команды.
Испытания системы проводились на беспилотнике Avenger на сухопутном аэродроме. Работа системы проверялась в дневное и ночное время.
Беспилотник Avenger используется General Atomics для испытаний некоторых технологий палубного дрона, поскольку перспективный аппарат MQ-25 разрабатывается именно на его основе. General Atomics впервые представила проект своей версии палубного беспилотника еще в 2010 году. Новый проект получил название Sea Avenger. В 2017 году компания заявила о намерении переработать проект под изменившиеся требования ВМС США — военные отказались от ударной роли перспективных палубных дронов, решив сделать их заправщиками. Концепция обновленного аппарата была представлена в конце прошлого года.
Длина Avenger составляет 13 метров, а размах крыла — 20 метров. Аппарат максимальной взлетной массой 8,3 тонны способен развивать скорость до 740 километров в час и находиться в воздухе до 20 часов. Беспилотник оснащен внутренним отсеком вооружения и шестью внешними точками подвески для ракет и бомб общей массой 2,9 тонны. Во внутреннем отсеке аппарат может нести вооружение массой 1,6 тонны.
В общей сложности на программу разработки MQ-25A военные намерены потратить не более 2,2 миллиарда долларов. Командование ВМС США планирует приобрести 72 палубных беспилотных летательных аппарата — заправщика. Новые аппараты должны будут выполнять полеты с авианосцев типов «Нимиц» и «Джеральд Форд». Предполагается, что Stingray в большинстве случаев не будет использоваться для разведки и нанесения ударов по целям противников.
Василий Сычёв
Военный университет Министерства обороны запатентовал дрон для защиты объектов от воздушного нападения роев беспилотников. Как следует из документа на сайте Роспатента, аппарат дает одновременный залп из стволов стрельбового модуля и создает осколочное поле сплошного поражения.