В Швеции нашли 1500-летнюю луковицу

Шведские археологи обнаружили в поселении Сандби Борг на острове Эланд луковицу, которой полторы тысячи лет, рассказывает The Local. По мнению ученых, она свидетельствует о торговых связях островитян с Римской империей.

Остров Эланд находится в Балтийском море к юго-востоку от материковой Швеции. Он был обитаем еще в каменном веке; около десяти тысяч лет назад его населяли охотники-собиратели. Во время Великого переселения народов, с IV века, на острове начинают строить укрепленные поселения, обнесенные земляными валами и каменными стенами, в которых местные жители могли укрыться в случае внезапного нападения.

Например, одно из поселений, Сандби Борг, построенное около 400 года, находилось на юго-востоке острова, рядом с современной деревней Сандби, было окружено крепостным валом высотой 4,5 метра, который защищал 53 строения — дома и хранилища для съестных припасов. В 2010 году в Сандби Борг начались археологические раскопки, которые продолжаются до сих пор. За эти годы археологи выяснили, что в поселении в V веке произошла резня, после которой оставшиеся жители его покинули. В первые годы исследователи нашли в домах золотые и серебряные украшения, а также несколько скелетов зарезанных людей, которые лежали там же, где их убили. Всего за время раскопок археологи нашли останки 14 человек, в том числе ребенка от двух до шести лет. В 2014 году здесь была найдена римская золотая монета, солид, датированная первой половиной V века, которая позволила уточнить датировку поселения. Тогда исследователи предположили, что жители Санди Борг могли стать жертвами резни из-за золота.

Новой находкой стала частично сожженная луковица. Нечто, похожее на большой орех, обнаружили рядом с очагом в одном из домов. Сначала исследователи не могли понять, что это, и отправили находку на анализ в Государственный исторический музей. Уже там специалисты определили, что это луковица, на данный момент древнейшая в Скандинавии. Предыдущего рекордсмена нашли в Дании, но та луковица была на два столетия моложе.

«Это значит, что жители Эланда импортировали, в том числе, и еду», — рассказывает Хелена Виктор (Helena Victor), руководитель проекта. «В Скандинавии не использовали лук для готовки, зато его использовали в Римской империи. Я думаю, что его могли импортировать, и вероятно, считали какой-то экзотической пряностью».

Ранее на находящемся недалеко от Эланда острове Бьерке археологи обнаружили поместье строителя первой христианской церкви в Швеции. Предположительно, ее построили в начале IX века, после того, как миссионер, прибывший из Гамбурга, крестил местного наместника.

Высокогорные жители Тибета включили в рацион молочные продукты уже 3000 лет назад

На это указали липиды, сохранившиеся в керамических черепках

Китайские ученые провели исследование шести керамических черепков, обнаруженных во время раскопок памятника Гун Тан. Анализ липидов показал, что как минимум три тысячи лет назад древние население Тибетского плато, жившее на высоте около 4000 метров над уровнем моря, употребляло в пищу молочные продукты. Об этом сообщается в журнале Science Bulletin.