Компания Nissan предложила использовать использованные аккумуляторы электромобилей Leaf для питания уличных фонарей. Днем они будут заряжаться от солнечных панелей, а ночью осветят улицу за счет энергии, накопленной в аккумуляторе, сообщается на сайте Nissan.
У электромобилей есть слабое место — аккумуляторы, подверженные деградации от большого количества циклов зарядки-разрядки. Многие электромобили. в том числе и Nissan Leaf, обладают небольшим запасом хода, а при уменьшении емкости аккумуляторов это показатель может упасть до неприемлемо низкого значения и автомобиля просто не будет хватать даже в городских условиях. Тем не менее, несмотря на недостаточность для использования в автомобилях, подобные батареи все еще находятся в работающем состоянии и могут пригодиться в других сферах, но, как правило, их просто утилизируют.
Nissan предложила не просто утилизировать устаревшие аккумуляторы, а давать им вторую жизнь в новых устройствах. Инженеры компании разработали фонарные столбы, которые не нужно подключать к сети — в их основе лежат использованные аккумуляторы электромобилей Nissan Leaf первого поколения. Фонарь установлен на столбе высотой более трех метров, в его нижней части находится отсек для двух аккумуляторных блоков, а сверху располагается массив светодиодов, а также солнечная панель.
Предполагается, что днем солнечная панель зарядит аккумуляторы, которые ночью будут питать массив светодиодов. Компания начала тесты фонарей в японском городе Намиэ, заброшенном после аварии на АЭС Фукусима в 2011 году.
Помимо использования в уличных фонарях компания предложила использовать аккумуляторы и для других целей. Например, ими можно оборудовать детские игровые площадки, которые будут вырабатывать энергию от движения детей, мобильные тележки для зарядки смартфонов, а также создавать батареи для питания целых зданий.
Стоит отметить, что в 2016 году Nissan уже представляла проект по использованию старых аккумуляторов электромобилей в домашней системе хранения электроэнергии. Также аналогичные системы, правда, с новыми аккумуляторами, есть и у других автопроизводителей, к примеру, Tesla и Mercedes-Benz.
Григорий Копиев
Австралийские ученые выяснили, от чего зависит цена водородного топлива, получаемого с помощью солнечных батарей. Они выделили основные факторы, влияющие на цену такого водорода в разных климатических районах, и предложили, как можно сделать его дешевле. Прогноз получился оптимистичным: вполне вероятно, что уже к 2030 году солнечный водород сравняется в цене с водородом, который получают традиционным способом из метана. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Reports Physical Science. Водород — практически идеальное топливо: он легкий, его удобно хранить и перевозить, а при сгорании выделяется безвредный водяной пар. Одна из перспективных областей современной энергетики — получение водорода с помощью солнечных батарей. В таких устройствах энергия солнечного излучения превращается в электроэнергию, которая сразу же тратится на выделения водорода из воды с помощью электролиза. Получается вдвойне выгодный процесс — можно не только получить удобное и экологичное топливо, но и запасти впрок энергию нестабильных солнечных генераторов. Однако, пока что у солнечного водорода есть существенный недостаток — высокая цена. К стоимости солнечного элемента в таком случае нужно прибавить стоимость катализаторов для электролиза, которые зачастую изготавливают из металлов платиновой группы. Эффективность таких устройств тоже пока что ниже, чем у стандартных солнечных элементов, ведь энергия преобразуется дважды, на каждом этапе часть ее теряется. В настоящее время энергия, которую можно получить от сжигания полученного водорода, у лучших преобразователей составляет только 17 процентов от поглощенной ими солнечной энергии. Все это делает солнечный водород дорогим. Поэтому, хотя водородное топливо становится все более популярным (уже используется около 80 миллионов тонн водорода в год), основным его источником все еще остается дешевый реформинг метана. Австралийские ученые под руководством Нэйтана Чана (Nathan L.Chang) из Университета Нового Южного Уэльса попробовали выяснить, как сделать экологичный водород дешевле В своем анализе они сосредоточились на так называемых независимых электролизерах Такие устройства не подключены к сети и питаются только от солнечных батарей. По сравнению с гибридными электролизерами, которые могут питаться и от сети, и от солнечных батарей, такие устройства работают менее стабильно и имеют ограниченную емкость. Но есть у независимых электролизеров и сильные стороны — такие устройства можно использовать для получения водорода в самых отдаленных районах, а отказ от проводов для соединения с сетью, делает их немного дешевле. Чтобы оценить вклад разных факторов, влияющих на работу независимого солнечного электролизера — стоимости материалов, эффективности, размера устройств, погодных условий и даже стоимости воды, которая нужна для электролиза, — ученые использовали метод Монте-Карло. Всего было сделано 20 тысяч итераций для разных климатических условий, помимо Австралии ученые рассмотрели районы Испании, Японии и Чили. Чан и его коллеги исходили из предположения, что для выхода на рынок экологичному водороду необходимо преодолеть ценовой порог в 2,5 доллара США за килограмм. На сегодняшний день, согласно их расчетам, средняя цена водорода, полученного в Австралии, все еще выше — от 3,4 до 3,7 долларов за килограмм. Вполне ожидаемо, больше всего цены на водород зависят от стоимости устройства. При этом из двух составных частей электролизера — солнечного элемента и катализатора — больший вклад в финальную цену вносит стоимость солнечного элемента. Кроме того, ученые отмечают, что стоимость водорода зависит от погодных условий — в первую очередь от яркости солнца и количества солнечных дней. Если в солнечном Порт-Хедленде в Австралии стоимость водорода составляет около 3,38 долларов за килограмм, то в Фукусиме в Японии при прочих равных условиях получится 4,72 доллара за килограмм. Поэтому авторы работы считают, что Японию можно будет рассматривать в качестве потенциального покупателя для австралийского водорода. Одним из самых эффективных способов для снижения стоимости водорода авторы называют переход на более масштабные и мощные преобразователи. Их расчеты показывают, что увеличение мощности устройства в десять раз уже сейчас может снизить цену на водород на 0,3 доллара за килограмм. Появление более эффективных солнечных батарей и катализаторов, разумеется, тоже будет каждый год делать водород из электролизеров немного дешевле. Поэтому стоимость полученного в Австралии солнечного водорода будет непрерывно снижаться, и уже к 2030 году может преодолеть порог в 2,2 доллара США за килограмм. Впрочем, задачу разработки одновременно дешевого и эффективного электролизера на солнечных батареях еще предстоит решить. Сейчас над созданием таких устройств работает множество научных групп по всему миру. Несколько месяцев назад американские и китайские химики собрали электролизер без использования дорогостоящих материалов — соединили перовскитный солнечный элемент с электрокатализатором из наностержней оксида кобальта. Эффективность устройства оказалась не очень высокой — 6,7 процентов — но авторы работы считают, что в дальнейшем ее можно будет повысить.Наталия Самойлова