Американские разработчики представили AI2-THOR — виртуальную систему для обучения роботов-помощников. Она состоит из трехмерных «помещений», в точности похожих на комнаты в настоящих домах. Описание разработки доступно в препринте на arXiv.org.
Роботы-помощники с каждым годом становятся умнее. На выставке CES 2018, которая прошла в Лас-Вегасе в январе, к примеру, показали робота Aeolus: по словам разработчиков, он умеет мыть полы, расставлять по полкам чистую посуду и подносить владельцу пиво. Эффективная тренировка таких роботов чаще всего подразумевает их взаимодействие с реальным предметами: например, для того, чтобы проверить, сможет ли автоматизированный помощник налить чашку кофе, ничего при этом не разбив, инженеры могут сконструировать макет кухни. Такой подход, однако, требует дополнительного времени и средств для обучения робота.
Другой способ тренировки искусственного интеллекта «в поле» — использование трехмерных макетов помещений и предметов, с которыми роботу предстоит работать. AI2-THOR, разработанный программистами из Алленовского института искусственного интеллекта (Сиэттл) под руководством Али Фархади (Ali Farhadi), — это программное обеспечение, состоящее трехмерных макетов кухни, гостиной, спальни и ванной комнаты.
В каждой комнате представлен набор повседневных предметов: статичных (диван или шкаф) и интерактивных (микроволновая печь или раковина). С помощью статичных предметов робот учится ориентироваться в пространстве (например, подходить к столу), в то время как интерактивные помогают расширить его способности: открывать дверцу холодильника или поднимать упавший стул.
Несмотря на то, что разработка выглядит многообещающе, о ее эффективности в процессе реального обучения пока что не сообщается. Желающие, однако, могут проверить ее самостоятельно: программа есть в открытом доступе на сайте Института.
Исследователи часто ищут новые способы эффективного обучения роботов. Например, роборука Vestri, разработанная инженерами из Калифорнийского института в Беркли, учится передвигать предметы, свободно взаимодействуя с ними: именно так познают мир маленькие дети.
Елизавета Ивтушок
По данным 100 тысяч респондентов из разных культур
Тара Тьягараджан (Tara Thiagarajan) с коллегами по некоммерческой организации Sapien Labs проанализировала масштабные популяционные данные и пришла к выводу, что обладание смартфоном до 13-летнего возраста связано с худшими показателями умственного и психического здоровья в ранней взрослой жизни. В работе использовали данные более 100 тысяч человек в возрасте 18–24 лет из разных стран и культур, которые приняли участие в проводимом организацией международном проекте Global Mind Project. Результаты исследования опубликованы в Journal of Human Development and Capabilities.