Разработчики из Калифорнийского университета в Беркли представили Vestri — роборуку, которая учится передвигать объекты на собственном опыте, аналогично тому, как учатся взаимодействовать с окружающим миром дети. Робот пытается предугадать последствия своих действий на основе уже известной ему информации, сообщается на сайте университета.
Люди учатся управлять объектами уже в самом раннем возрасте — в процессе прямой манипуляции, или игры. Сдвинув игрушку влево, ребенок понимает, что ее таким образом можно переместить — и далее использует эти знания для целенаправленных действий. Программисты из Беркли при участии Сергея Левина из Департамента электронной инженерии и компьютерных наук применили такую технику обучения на машине — роборуке по имени Vestri.
Ученые дали роботу набор простых предметов, с которыми ему позволили «играть» в течение недели: манипулируя объектами, Vestri запоминал их форму и расположение в каждый конкретный момент, а также записывал информацию о том, что произойдет с объектом при каждой манипуляции. После обучения разработчики проверили его работу при перемещении объектов по заданной траектории: например, «попросили» его пододвинуть игрушечного снеговика из точку А в точку В. Vestri, пользуясь заранее известной информацией о том, где окажется объект после какого-либо перемещения, смог правильно «предсказать» положение игрушки и с успехом переместить ее. Кроме того, роборука также научилась перемещать предметы в обход других объектов, а все манипуляции дались ей с точностью до 90 процентов.
Такая технология может быть полезна при разработке и других автоматизированных устройств: например, для улучшения беспилотных автомобилей, которые смогут скорректировать траекторию движения на основе подобного предсказания. В будущем разработчики также планируют научить Vestri и другим манипуляциям: например, поднимать и опускать объекты.
Среди других проектов разработчиков из Беркли также есть робот, который захватывает объекты произвольной формы с рекордной точностью, а также роботаракан, который умеет самостоятельно переворачиваться в положении лежа.
Елизавета Ивтушок
При этом не потребуется демонтаж и разборка
Инженеры GE Aerospace Research разработали мягкого робота Sensiworm для обследования технического состояния авиационных двигателей. Робот способен ползать подобно гусенице по вертикальным поверхностям и даже потолку, передавая оператору видеоизображение в реальном времени. С помощью Sensiworm технические специалисты смогут оценивать текущее состояние авиамоторов без необходимости их демонтажа с самолета, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Современные турбовентиляторные двигатели требуют регулярного обслуживания. Они состоят из огромного количества деталей, тщательно изучить состояние которых без снятия двигателя с самолета даже с помощью эндоскпов (бороскопов) порой невозможно. При этом демонтаж мотора и его последующая разборка занимают много времени, в течение которого самолет простаивает на земле. Поэтому инженеры давно работают над альтернативными способами обследования авиадвигателей изнутри без их демонтажа. Одна из таких разработок принадлежит инженерам исследовательского отдела компании General Electric GE Aerospace Research, которые совместно с сотрудниками Университета Бингемтона разработали мягкого робота Sensiworm (Soft ElectroNics Skin-Innervated Robotic Worm) для обследования технического состояния авиационных двигателей изнутри. Вытянутый корпус Sensiworm состоит из мягкого полимерного материала, который способен растягиваться и сокращаться с помощью источника давления. Способ передвижения Sensiworm напоминает движения гусеницы пяденицы. Робот может передвигаться не только по горизонтальным и вертикальным поверхностям, но также и по потолку. Для этого он использует две присоски, расположенные в передней и задней части корпуса. Таким образом Sensiworm может добраться до труднодоступных мест внутри двигателя, включая лопатки компрессоров и турбин. https://www.youtube.com/watch?v=_Mks06p0KVo Внутри автономной версии Sensiworm, помимо собственных источников питания, давления и бортового компьютера, находится камера с источником света, а также другие сенсоры, необходимые сервисным специалистам. Робот может автоматически обнаруживать и обходить препятствия (технических деталей того, как это происходит, разработчики пока не сообщают). По словам создателей Sensiworm, робот должен выполнять роль дополнительных глаз и ушей, исследуя внутренности авиадвигателей на предмет неисправностей, коррозии и повреждения теплоизоляционного покрытия. Разработчики считают, что в будущем он сможет не только передавать изображение интересующих участков в реальном времени, выполняя роль продвинутого варианта бороскопа, но и сможет производить мелкий ремонт. Внутренней инспекции требуют не только такие сложные устройства как авиадвигатели, но даже трубопроводы. Китайские инженеры разработали миниатюрного робота для инспекции внутреннего состояния трубопроводов диаметром меньше сантиметра. Робот состоит из цилиндрических модулей, приводимых в движение актуаторами на основе диэлектрических эластомеров.