Ящерицы умели бегать на задних лапах еще 110 миллионов лет назад

Бегство ящерицы Sauripes hadongensis от птерозавра Pteraichnus koreanensis. Реконструкция по следам.

Chuang Zhao

Ящерицы могли передвигаться на задних лапах примерно 110 миллионов лет назад, полагают южнокорейские, китайские и американские палеонтологи, которые описали самые древние на сегодняшний день известные следы ящериц в статье, опубликованной в Sciecntific Reports.

Некоторые современные виды, в том числе плащеносная ящерица (Chlamydosaurus kingii) и зеброхвостая игуана (Callisaurus draconoides) в случае опасности убегают на задних лапах. А шлемоносный василиск (Basiliscus basiliscus) передвигается на двух ногах и по поверхности воды. Так ящерица может развить бóльшую скорость, чем на четырех ногах.

Так как центр тяжести ящериц находится ближе к задней части туловища, во время движения они могут вставать на задние лапы и передвигаться только на них. При таком способе передвижения критически важен хвост. Исследователи, выясняя помогает ли он бежать двух ногах, отрезали половину хвоста у василисков. После этого рептилии утрачивали способность передвигаться на задних лапах. Выручают ящериц и короткие передние конечности, которые не утяжеляют переднюю часть тела.

В процессе эволюции передвижение на двух ногах (бипедализм) у рептилий появлялся дважды: в триасовый период (251-201 миллион лет назад) у архозавров (группы, включающей динозавров, птиц и крокодилов), и второй раз у ящериц, неизвестно, в какой период. Останки древних ящериц палеонтологи находят довольно редко, а следы находили только трижды, все моложе 65 миллионов лет.

Авторы нового исследования под руководством Хан-Цзя Ли (Hang-Jae Lee) из Института геонаук и минеральных ресурсов Кореи описали окаменелости на которых прекрасно сохранились четыре цепочки следов с 29 отпечатками лап. Следы были найдены в отложениях Хаман в Южной Корее, которые датируются периодом 125-100 миллионов лет назад. Палеонтологи предположили, что их оставила рептилия из инфраотряда игуанообразных, и выделили ее в ихнород и ихновид (так называют таксоны, описанные по следам) Sauripes hadongensis.

Основываясь на морфологии современных ящериц, исследователи предположили, что большинство следов (25 из 29) были оставлены задними лапами, с более длинными пальцами. Судя по глубине отпечатков, рептилия бежала, ставя лапу на пальцы, а не на всю стопу. В двух цепочках следов расстояние между ними, и без того немаленькое, увеличивалось. Это свидетельствовало о том, что ящерица постепенно набирала скорость.

Исследователи отметили, что в отложениях Хаман, в том же слое были найдены окаменевшие следы птерозавра Pteraichnus koreanensis. Некоторые из этих летающих рептилий питались мелкими наземными животными и падалью. Поэтому вполне вероятно, что хищник мог охотиться на Sauripes hadongensis, а они, убегая от опасности, вставали на две ноги.

Ранее ящерицы помогли исследователям подтвердить гипотезу о существовании сухопутного моста между Индией и Азией 50-55 миллионов лет назад, за 25-30 миллионов лет до стокновения субконтинента с Евразией. Филогенетический анализ показал, что ящерицы переселялись из Азии в Индию как минимум дважды.