Требования авиабезопасности сделали самолеты-невидимки видимыми

F-22

U.S. Air Force

Противник может получить полную информацию о полетах американских военных самолетов, включая их регистрационные номера, размеры и местоположение. К такому выводу пришли специалисты Главного контрольного управления США, которые утверждают, что отслеживание американских самолетов стало возможным из-за повсеместного введения систем автоматического зависимого наблюдения-вещания (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast, ADS-B). В результате, даже самолеты-невидимки F-22 Raptor могут отслеживаться противником.

Согласно требованиям Федерального управления гражданской авиации США, до 1 января 2020 года абсолютно все американские военные самолеты должны быть оснащены системами ADS-B. Это спутниковые системы наблюдения за воздушным движением, представляющие собой GPS-приемник, определяющий местоположение самолета и параметры его полета, а также набор приемо-передатчиков. Последние транслируют данные о самолете сети наземных станций, которые уже передают их диспетчерским службам и другим самолетам.

Современные летательные аппараты, оснащенные ответчиком Mode S и системой ADS-B в полете в незашифрованном виде передают свои код типа самолета IATA, четырехзначный код радиолокационного ответчика, высоту, регистрационный номер, широту и долготу, размеры, направление полета и скорость. Все летательные аппараты, даже оснащенные карманными приемниками ADS-B, могут принимать эти сведения. Согласно заявлению специалистов Главного контрольного управления США, фактически ADS-B может позволить противнику отслеживать американские самолеты точнее, чем с помощью радиолокационной станции.

Специалисты управления провели эксперимент с использованием приемника данных ADS-B и обнаружили, что с его помощью можно определять все важные параметры американских военных самолетов, оснащенных системами ADS-B. В Главном контрольном управлении полагают, что получив такие данные противник может, например, внести помехи в работу ADS-B, что приведет к перебоям в воздушном движении и нарушению контроля. Кроме того, противник сможет передавать и ложные сигналы ADS-B американских военных самолетов. Теперь военным необходимо найти решение, как скрыть сведения о своих самолетах.

Следует отметить, что передатчики Mode S и ADS-B на военных самолетах должны быть включены только тогда, когда эти самолеты выполняют полеты в едином воздушном пространстве с гражданскими самолетами. Это необходимо для того, чтобы диспетчерские службы могли координировать воздушное движение с учетом полетов военной авиации. Если американские самолеты выполняют полеты в закрытых зонах, которые гражданские самолеты облетают стороной (например, над странами, где идет война), то они могут отключать все передатчики, чтобы не обнаруживать свою позицию.

В мае 2016 года Федеральное управление гражданской авиации США объявило о возможном «засорении» эфира на частоте 1090 мегагерц, которое может произойти после массового перехода авиакомпаний на использование автоматического зависимого наблюдения-вещания. В будущем большое количество передатчиков системы на самолетах в относительно небольшом пространстве смогут создавать помехи друг для друга, существенно снижая точность сопровождения.

Согласно прогнозу управления, в случае «забитого» эфира на частоте вещания ADS-B у самолетов могут возникнуть трудности с отправкой на наземные контрольные станции данных о своих параметрах полета и приеме такой информации о других летательных аппаратах. В худших случаях данные на протяжении некоторого времени не будут отправляться и приниматься вообще. В результате пассажирские самолеты на короткое время будут становиться «невидимыми» для других летательных аппаратов в воздухе.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.