Американская компания ForeFlight разработала портативное устройство Scout, способное принимать сигналы автоматического зависимого наблюдения-вещания (Automatic Dependent Surveillance-Broadcast, ADS-B). Как пишет Aviation Week, новое устройство позволит летчикам малой авиации оперативно получать информацию о погоде и других самолетах в воздухе. При этом Scout данных о своем местоположении не передает.
ADS-B — спутниковая система наблюдения за воздушным движением. Она представляет собой GPS-приемник, определяющий местоположение самолета и параметры его полета, а также набор приемо-передатчиков. Последние транслируют данные о самолете сети наземных станций и специальным спутникам, которые уже передают их диспетчерским службам и другим самолетам.
Кроме того, ADS-B принимает и информацию о погоде по маршруту полета самолета. Считается, что массовый переход авиации на использование систем ADS-B значительно повысит безопасность полетов. Современные небольшие самолеты, например, частные двухместные Cessna, не имеют систем автоматического зависимого наблюдения-вещания и получают данные о погоде и других самолетов от диспетчеров.
Устройство Scout помещается в кармане, питается по USB и подключается по Bluetooth к смартфону или планшету Apple, на которые должно быть установлено специальное программное обеспечение. После этого приложение начинает отображать практически в режиме реального времени карту пространства с погодными данными и сведениями о маршрутах других самолетов в воздухе.
В мае прошлого года Федеральное управление гражданской авиации США объявило о возможном «засорении» эфира на частоте 1090 мегагерц, которое может произойти после массового перехода авиакомпаний на использование ADS-B. В будущем большое количество передатчиков системы на самолетах в небольшом пространстве смогут создавать помехи друг для друга.
Согласно прогнозу управления, в случае «забитого» эфира на частоте вещания ADS-B у самолетов могут возникнуть трудности с отправкой на наземные контрольные станции данных о своих параметрах полета и приеме такой информации о других летательных аппаратах. В худших случаях данные на протяжении некоторого не будут отправляться и приниматься вообще.
«Засоренная» частота, полагают специалисты, приведет к тому, что пассажирские самолеты станут «невидимыми» для других летательных аппаратов в воздухе. Кроме того, самолеты могут становиться незаметными для аэродромных радиолокационных станций, контролирующих пространство вокруг аэропортов в радиусе ста километров. Такие радары тоже работают на частоте 1090 мегагерц.
По мнению управления гражданской авиации, резкого ухудшения ситуации можно будет избежать, в частности, за счет отказа от наземных вспомогательных обзорных радаров, тоже работающих на частоте 1090 мегагерц. При широком использовании ADS-B они станут не нужны. Однако отказ не станет полным решением, поскольку ADS-B передает данные с большей частотой, чем проводят опрос радары.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».