Для «Луны-25» выбрали места посадки

Российские исследователи выбрали несколько возможных посадочных площадок для зонда «Луна-25», запуск которой намечен на 2020 год, сообщает Институт космических исследований РАН. Два потенциальных места посадки зонда находятся в южном полушарии спутника.

«Луна-25» (ранее имевшая название «Луна-Глоб») станет первой российской миссией после более чем сорокалетнего перерыва в исследованиях Луны. Работы над заданием были начаты в 2005 году, миссия является первым этапом российской лунной программы до 2025 года. Вначале планируется запустить к Луне спускаемый аппарат, а через год — орбитальный аппарат. В середине прошлого рода «Роскосмос» принял конструкторский макет космического аппарата «Луна-25», старт намечен на 2020 год.

Задачами аппарата являются изучение внутреннего строения и разведка природных ресурсов в околополярной области Луны. Спускаемый аппарат будет оснащен научной аппаратурой, позволяющей провести забор лунного реголита и определить его химический и изотопный состав, наличия в нем летучих соединений, в том числе водяного льда, а также провести исследование взаимодействия солнечного ветра с поверхностью Луны и процессов в лунной пылевой экзосфере.

Во время этапа посадки спускаемый аппарат будет двигаться по низкой полярной орбите вокруг Луны, а затем совершит торможение и вертикальный спуск. Условия спуска и работы на поверхности накладывают определенные требования к предполагаемым посадочным площадкам: уклон местности не должен превышать 7%, Солнце должно освещать солнечные панели аппарата не менее 40% от лунных суток. Кроме того необходимы условия для постоянного радиоконтакта Земли с аппаратом. С точки зрения задач миссии грунт в местах посадки должен иметь достаточное высокое содержание водорода, что говорит о наличии в реголите воды в замороженном состоянии. Для учета этого требования исследователи воспользовались данными с нейтронного детектора ЛЕНД, работающего на орбитальном аппарате Lunar Reconnaissance Orbiter.

В итоге было выбрано два возможных места посадки. Основной является площадка к северу от крупного кратера Богуславский в южной приполярной области, запасной — к юго-западу от кратера Манцини в юго-восточной материковой области. Оба посадочных места расположены на видимом полушарии Луны, разница по времени между двумя сценариями посадки составляет около двух суток. Сам кратер Богуславский больше не рассматривается как место посадки.

За последнее десятилетие интерес к лунным исследованиям сильно вырос. Ранее частная компания Moon Express заявила, что планирует в 2020 году развернуть автоматизированную базу на Южном полюсе Луны и доставить на Землю образцы лунного грунта, а студенты Грацского технического университета представили концепцию коммерческой роботизированной платформы, которая позволит всем желающим удаленно управлять прыгающими роботами на поверхности Луны. Космические агенства тоже не сидят без дела — ранее «Роскосмос» и NASA договорились о создании новой космической станции Deep Space Gateway на орбите Луны, которая поможет подготовиться к пилотируемым миссиям на Марс.

NASA завершило сборку камеры для космического телескопа «Роман»