Студенты магистерской программы SpaceTech Грацского технического университета (Австрия) представили концепцию коммерческой роботизированной платформы, которая позволит всем желающим удаленно управлять прыгающими роботами на поверхности Луны. Стартап, названный Lunatix, планирует запустить в производство два вида роботов: индивидуальных прыгающих роботов весом в полтора килограмма и большую робобазу, управляющую ими, весом в 150 килограммов. Пресс-релиз проекта доступен на сайте European Space Agency, а полное описание разработки можно прочитать на сайте университета.
Современные технологии позволяют пользователям совершать виртуальные путешествия за пределы поверхности Земли. Google, например, позволяет совершать виртуальные прогулки по Луне при помощи сервиса Google Moon с изображениями поверхности спутника (по аналогии с Google Earth). Теперь стало известно, что в скором времени геймеры смогут самостоятельно управлять роботами, которые будут передвигаться по поверхности Луны.
Стартап Lunatix, созданный в Грацком техническом университете в Австрии, занимается разработкой роботов для коммерческого использования. Разработка включает создание двух видов роботов: наноробота (названного так из-за своего относительно небольшого размера, на самом деле же это аппарат весом полтора килограмма) и робота-базу (весом в 150 килограммов), отвечающего за управление и коммуникацию. Наноробот будет оснащен широкоугольный камерой, сможет перемещаться со скоростью пять километров в час, а его основная особенность заключается в том, что он будет прыгать на высоту до 3 метров и на расстояние до 10 метров. Робот-база будет оснащен системой связи и солнечными батареями, а также, по словам создателей, может быть использован в научных целях.
Использоваться роботы будут в коммерческих целях — например, для создания игры в дополненной реальности. Разработчики планируют закончить создание первой партии роботов и доставить на поверхность Луны робота-базу и пять пробных нанороботов к 2021 году. В Lunatix сообщают, что двухминутное управление нанороботом на Луне будет стоить 500 евро, а пять пробных роботов будут проданы в индивидуальное пользование на аукционе со стартовой ценой в 15 миллионов евро.
Год назад NASA выпустили игру, посвященную четвертой годовщине миссии Curiosity на Марсе, — в ней пользователям предлагается управлять роботом на поверхности Марса, и выполнить миссию по поиску воды, избегая аварий при столкновении с кратерами. А здесь вы можете прочитать о том, как геймеры дистанционно управляли роботом-пауком через твиттер.
Елизавета Ивтушок
Он плавает со скоростью 2 метра в секунду, а скорость на суше составляет 0,5 метра в секунду
Инженеры разработали беспилотник-амфибию, который может летать, плавать по поверхности воды и ездить по земле. Дрон построен по трикоптерной схеме с тремя соосными парами пропеллеров. Для движения по земле используются три всенаправленных колеса, а для плавания — два водяных винта. Чтобы дрон не утонул, на раме закреплена пенопластовая пластина. Амфибию можно использовать, например, для отбора проб и образцов в разных средах. Доклад, описывающий конструкцию, был представлен в рамках конференции International Conference on Unmanned Aircraft Systems 2023. Вместо нескольких разных роботов для выполнения задач в разных средах иногда проще использовать один универсальный аппарат. Например, для обследования состояния надводных и подводных частей мостов инженеры создали октокоптер, который может летать и плавать, используя для этого одни и те же винты. Также существуют проекты, в которых дроны получают возможность передвигаться по земле с помощью колес или ног. Благодаря этому удается значительно сократить расход энергии, которая очень быстро расходуется во время полета. Инженеры под руководством Димитриса Чайкалиса (Dimitris Chaikalis) из Университета Нью-Йорка совместили в одном дроне возможности передвижения в воздухе, по воде и по земле. Разработанный ими дрон построен по схеме трикоптера. На концах каждого из трех плечей находятся по два соосных трехлопастных пропеллера. Помимо шести воздушных винтов дрон оснащен также двумя водяными. Движение по земле во всех направлениях обеспечивается за счет трех всенаправленных колес. Так как устройство не предназначено для погружения на глубину, для сохранения положительной плавучести в центральной его части расположена пластина из пенопласта. При этом часть рамы дрона с колесами и водяными винтами находится под поплавком и остается погруженной в воду. Для защиты электронных компонентов от воды они помещены в пластиковый герметичный корпус. Управление одиннадцатью актуаторами дрона происходит с помощью двух отдельных полетных контроллеров PixHawk, один из которых отвечает за полет, а второй за езду и плавание. В роли бортового компьютера высокого уровня, отвечающего за навигацию и планирование маршрута, выступает Intel NUC. Заряда аккумулятора емкостью 12 ампер-час хватает на 18 минут полета, максимальная масса которого не превышает десяти килограмм. В испытаниях дрон взлетал с поверхности воды, после нескольких минут полета приземлялся и продолжал движение на колесах. Скорость передвижения по суше составила 0,5 метра в секунду, а по воде — около 2 метров в секунду. Разработчики отмечают и минусы конструкции: пенопласт впитывает воду, его масса увеличивается на 20 процентов в течение 30 минут, проведенных в воде. При этом обратный процесс происходит медленнее — на воздухе потеря 20 процентов дополнительного веса происходит за 100 минут. Этот эффект в будущем будет учтен в системе управления дроном. Другой способ справиться с впитыванием влаги — водоотталкивающее покрытие, однако оно также увеличивает общий вес конструкции. У этого беспилотника, как и у большинства других гибридных дронов, части конструкции, которые используются для передвижения по земле, никак не используются в остальных режимах. Ранее мы писали про дрон-трансформер Morphobot M4, разработчики которого пошли другим путем. Беспилотник может ездить по поверхности как четырехколесный ровер, а в нужный момент трансформируется в полноценный квадрокоптер. При этом обода его колес превращаются в защитные бампера воздушных винтов, расположенных на колесных осях.