Медведи на Аляске обогнали птиц в переносе семян

Бурые (Ursus arctos) и черные (Ursus americanus) медведи оказались крупнейшими переносчиками семян ягодных кустарников на Аляске. Как рассказывается в Ecosphere, исследователи показали это на примере семян из ягод заманихи (Oplopanax horridus).

На Аляске в одних и тех же местах обитают более крупные бурые медведи (Ursus arctos) и более мелкие черные (Ursus americanus). Эти животные всеядны: во время нереста лосося они большей частью переходят на рыбу, в другое время едят много ягод (малины, голубики, черники), обеспечивая себя углеводами. Если в одном районе обитают и бурый, и черный медведи, более крупный бурый отгоняет черного от мест нереста и не дает ему охотиться на рыбу, поэтому черным медведям чаще приходится довольствоваться растительной пищей, в том числе ягодами.

Поедая рыбу, медведи служат переносчиками питательных веществ из океанических в наземные экосистемы. Оставшиеся после медведей рыбьи скелеты дают прибрежным сообществам до четверти соединений азота, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Кроме того, известно, что хотя в экосистемах умеренного климата основными переносчиками семян являются птицы, но млекопитающие тоже участвуют в процессе и могут быть распространителями до половины фруктовых семян.

В новой работе биологи из Государственного университета Орегона Лори Харрер (Laurie Harrer) и Тааль Леви (Taal Levi) предположили, что аляскинские медведи тоже служат переносчиками семян. Черные медведи, которых отгоняют от рыбы бурые конкуренты, кормятся на сравнительно высоких местах. Бурые медведи ищут растительный корм в низинах, по берегам ручьев и рек, чтобы не пропустить идущую на нерест рыбу. Ученые выдвинули гипотезу, что бурые и черные медведи на Аляске в сумме могут распространять больше семян, чем птицы, при этом основной вклад будут вносить более крупные бурые медведи.

Ученые исследовали поведение животных на юго-востоке Аляски вблизи реки Чилкат и ее притока Клехини летом 2014 и 2015 годов. Здесь обитают оба вида медведей и приходит на нерест рыба, также есть удобные подъезды и речная навигация для подвоза оборудования. Исследователи решили наблюдать только за одним видом ягод, плодами кустарника заманихи (Oplopanax horridus), самого многочисленного в местах наблюдения. Ягоды заманихи яркие, красного цвета и вырастают кластерами на верхушке растения, так что хорошо видны издалека. К тому же, они привлекают как медведей, так и птиц, так что авторы статьи могли сравнить, кто ест больше ягод.

Исследователи установили камеры-ловушки с датчиками движения на деревьях на расстоянии 1-2 метров от кластеров ягод на кустах заманихи. Авторы посчитали число ягод в 60 нетронутых кластерах в 2014 и в 2015 годах и, таким образом, установили среднее число ягод в кластере — 395. Чтобы выяснить, сколько ягод съели медведи и склевали птицы, исследователи раз в неделю осматривали кластеры и считали, сколько ягод в них осталось. Всего исследовалось 142 кластера ягод в 2014 году и 271 кластер в 2015 году. Чтобы выяснить, черные или бурые медведи, самцы или самки приходили за ягодами, ученые собирали остатки слюны с кустов и анализировали выделенную из нее ДНК.

Так как камеры не всегда позволяют корректно отследить активность птиц (камеры включаются с задержкой и могут не успеть зафиксировать птицу), ученые установили птичьи кормушки с гранулами, похожими по размеру и цвету на ягоды заманихи, и рядом с ними поставили постоянно работающие камеры. Потом они сравнили количество гранул и ягод, которые птицы поклевали за час и таким образом откалибровали процент кормящихся птиц, которых успевает снять камера.

Выяснилось, что бурые медведи, в среднем, съедали по 355 ягод (около 90 процентов), а черные — по 316 ягод (80 процентов) с кластера. Птицы значительно уступали им в прожорливости и в сумме склевывали, в среднем, по 76 ягод заманихи (19 процентов). Таким образом, авторам удалось показать, что медведи съедают значительно больше ягод, а значит, являются главными распространителями семян в регионе.

Также ученым удалось установить видовую принадлежность и пол 107 медведей, приходивших к кустам. 68 (64 процента) из них оказались бурыми, 39 (36 процентов) — черными. В обоих случаях чаще лакомились ягодами медведицы. Как и предполагали ученые, животные «поделили» кустарники заманихи. Черные медведи, по большей части, кормились ягодами на высоте 150-170 метров, бурые — не выше 100 метров.

Недавно исследователи выяснили, как изменение климата повлияло на пищевые привычки бурых медведей кадьяков, обитающих на одноименных островах рядом с Аляской. Из-за потепления ягоды бузины, которые раньше созревали к концу нереста, стали созревать раньше. Поэтому медведи переключились с питательной рыбы на ягоды.

Путешествия привнесли в микробиоту кишечника гены антибиотикорезистентности