Петербургская компания «ОДК-Климов» занялась разработкой нового двигателя для перспективных российских вертолетов. Как сообщает АвиаПорт, научно-исследовательские работы по проекту новой силовой установки уже завершены. Разработчики также сформировали концепцию нового двигателя.
В настоящее время российские вертолеты выполняют полеты с помощью турбовальных двигателей ТВ3-117 украинского производства, ВК-2500, созданных «Климовым» на базе ТВ3-117, а также российских ТВ7-117В, разработанных на базе самолетных турбовинтовых ТВ-7-117СМ для региональных самолетов Ил-114.
В частности, двигатели ВК-2500 устанавливаются на многоцелевые вертолеты Ми-8, Ми-17/171, ударные Ми-28Н, транспортно-боевые Ми-24 и Ми-35, а также корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31 и транспортные Ка-32. Силовые установки ТВ7-117В должны стать штатными для перспективных многоцелевых вертолетов Ми-38.
В новом двигателе для перспективных вертолетов планируется использовать некоторые новые технические решения. В частности, в конструкции силовой установки будут применяться неметаллические материалы, которые прежде в российских двигателях не использовались. Другие подробности о проекте, получившем обозначение ПДВ (перспективный двигатель для вертолета), не раскрываются.
Вероятно, в конструкции новой силовой установке в качестве неметаллических материалов могут быть использованы керамические матричные композиты. Такие материалы в новых двигателях для вертолетов, например, планируют использовать американские компании Honeywell и GE Aviation.
Керамические матричные композиты позволяют расширить некоторые эксплуатационные параметры деталей двигателей, особенно в части температурного режима. Они же позволяют снизить общую массу силовой установки.
Между тем, «ОДК-Климов» занимается разработкой нового турбовального двигателя ВК-2500М. Его можно будет устанавливать на новые вертолеты, а также на старые машины в рамках программы модернизации. Такой двигатель, в частности, планируется установить на перспективный скоростной вертолет, разработка которого ведется для Министерства обороны России.
По заявлению разработчиков, в ВК-2500М не будет практически ничего общего с двигателями серии ВК-2500. Он будет выполнен модульным с возможностью быстрой замены узлов в случае модернизации или ремонта. Использование новых материалов позволит добиться снижения массы при высокой мощности силовой установки.
Кроме того, ВК-2500М будет более надежным по сравнению со многими другими вертолетными двигателями. Эта силовая установка будет допускать эксплуатацию по фактическому состоянию, а не по ресурсу, как у большинства современных двигателей.
Как ожидается, новый модульный двигатель будет оснащен и электронно-цифровой системой управления с полной ответственностью (FADEC). Такая система позволяет существенно облегчить управление вертолетом благодаря тому, что она полностью отвечает за регулирование впрыска топлива, подачу воздуха, зажигание и управление некоторыми другими параметрами работы силовой установки.
Василий Сычёв
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сбер, который не первый год разрабатывает беспилотные автомобили, наконец-то позволил широкой публике на них покататься. Да еще и в Санкт-Петербурге, где я как раз и живу. Разумеется, я записался на тестирование сразу же, как увидел анонс, прокатился, поговорил с инженерами — и вот что узнал.