На острове Кисар в Индонезии нашли десятки наскальных рисунков

На индонезийском острове Кисар найдены наскальные рисунки возрастом около 2,5 тысяч лет, сообщается в журнале Cambridge Journal of Archaeology. На изображениях показаны сцены из жизни местных жителей, животные и различные предметы.

Цветные наскальные рисунки часто встречаются в западной части Тихого океана. Индонезийский регион известен тем, что на его территории были найдены изображения, созданные около 40 тысяч лет назад — на сегодняшний день они считаются одними из древнейших в мире. В карстовых пещерах Марос на острове Сулавеси археологи обнаружили отпечатки человеческих рук, а также рисунки эндемичных животных, например бабирусс. Однако не все острова региона изучены, и ученые продолжают находить творения древних людей.

Ученые из Австралийского национального университета под руководством Сью О’Коннор (Sue O’Connor) исследовали Кисар — небольшой остров площадью всего 81 квадратный километр, который расположен к северо-востоку от Тимора. В общей сложности ученые нашли 28 наскальных рисунков, возраст которых составляет не менее 2,5 тысяч лет. На них можно увидеть лошадей, собак, рыб,лодки, а также группы людей, которые занимаются различными делами. Так, одно из изображений показывает мужчину с щитом в руках, а другое — двух человек, которые, вероятно, дробят рис или кукурузу. Одной из самых интересных оказалась сцена с людьми, поднявшими руки к звездами во время танца или процессии. Кроме того, на рисунки попали животные, которые сегодня не встречаются на острове, например пушистый кускус, небольшое сумчатое млекопитающее.

«До сих пор археологи не изучали этот маленький остров. Когда-то индонезийские острова были центром торговли специями», — комментирует О’Коннор. По мнению ученых, открытие говорит о тесной связи Кисара с Тимором, так как рисунки двух островов очень похожи между собой. Фигуры человека и животных отличаются малым размером — большинство из них меньше 10 сантиметров. В то же время рисунки выглядят очень динамичными.

История взаимоотношений Китара и Тимора, по словам О’Коннор, корнями уходит в эпоху Неолита (3,5 тысяч лет назад), когда поток первых австронезийских поселенцев прибыл в этот регион. Однако возраст наскальных рисунков, по оценкам археологов, должен быть на тысячу лет меньше.

Иногда наскальные рисунки помогают делать важные открытия — например, с их помощью ученые смогли объяснить эволюционное происхождение зубров. Также археологам иногда удается найти необычные древние изображения, включая «рекламные щиты» или «дорожные указатели» для древних охотников.

Палеогенетики построили генеалогическое древо южных уральцев из кургана бронзового века