Яркие пятна, обнаруженных в большом количестве на поверхности Цереры, могли возникнуть в местах выброса на поверхность соленой жидкости через трещины в грунте, выяснили ученые. По их мнению, активные геологические процессы могут идти на карликовой планете и сейчас, говорится в пресс-релизе NASA.
В 2015 году зонд Dawn впервые обнаружил на поверхности карликовой планеты Цереры, находящейся в главном поясе астероидов в Солнечной системе, большое количество ярких пятен — участков неизвестного состава, очень хорошо отражающих свет. В данный момент на Цереры найдено более 300 таких пятен. Сперва ученые предполагали, что эти пятна состоят или из солевых отложений, или из водяного льда. Последующий анализ показал, что основными компонентами этих пятен является кристаллогидраты различных солей, в частности, сульфата магния и карбоната натрия. Тем не менее, ни происхождение, ни точный состав этих пятен до сих пор точно не установлены.
В статье, опубликованной в журнале Icarus, группа ученых под руководством Натана Стейна (Nathan Stein) из Калифорнийского технологического института, предложила разделить все пятна на Церере на четыре основных категории. Самые яркие пятна располагаются на дне кратеров, в частности, сразу несколько таких пятен расположено на дне 92-километрового кратера Оккатор. Эти пятна состоят из соли и, скорее, всего образовались в результате испарения воды. Второй тип пятен — расположенные на краях кратеров. Эти пятна встречаются чаще, и, вероятнее всего, возникли при падении на Цереру метеоритов, в результате чего на поверхности оказались вещества, изначально находившиеся в подповерхностном слое.
Пятна третьего типа состоят из веществ, выброшенных из кратера при его образовании. Четвертый тип представлен единственным пятном, это криовулкан Ахуна Монс, яркие участки на поверхности которого никак не связаны с кратерами.
Открытым остается вопрос аномальной концентрации пятен в кратере Оккатор по сравнению с другими кратерами. В докладе на Осенней конференции Американского геофизического союза группа под руководством Линны Куик (Lynnae Quick) из Смитсоновского института предложила возможный механизм образования пятен на дне кратера и связала их с наличием под кратером замерзшего подземного океана и продолжающейся на карликовой планете геологической активностью.
По предположению ученых, пятна в северо-восточной части кратера могли образоваться в результате криовулканических процессов: выброса с потоком жидкости, насыщенной газом (это мог быть водяной пар, углекислый газ, метан или аммиак), большого количества соли. Ученые сравнивают это со струей из бутылки шампанского. Под кратером находится область пониженной плотности, которая может быть полостью, заполненной остаточными количествами криолавы — смеси жидкого метана и аммиака. Разница давлений на поверхности и в этом резервуаре и может быть движущей силой таких «криогейзеров».
Ученые отмечают, что эти геологические процессы не связаны непосредственно с механизмом образования самого кратера, и происходили в недавнем прошлом. С большой вероятностью геологическая активность в кратере Оккатор продолжается и сейчас.
В настоящий момент зонд Dawn находится на орбите Цереры. В октябре 2017 года было принято решение продлить его миссию до конца 2018 года. На заключительном этапе миссии зонд будет собирать данные о составе подповерхностного слоя Цереры и содержании в нем льда.
Александр Дубов
Его происхождение пока неясно
Космический телескоп TESS обнаружил новый горячий нептун, который обладает аномально большой плотностью среди подобных экзопланет. Кроме того, экзопланета попадает в зону «пустыни горячих нептунов», природа которой неясна. Препринт работы опубликован на сайте arXiv.org. Явление «пустыни горячих нептунов» заключается в наблюдаемом дефиците экзопланет с радиусами от 2 до 9 радиусов Земли и массами от 10 до 250 масс Земли, которые обладают орбитальными периодами менее пяти дней. Его нельзя объяснить особенностями методик наблюдений, так как планеты, размером с Нептун и короткими орбитальными периодами, достаточно легко обнаружить при помощи транзитного метода. Предполагается, что возникновение «пустыни горячих нептунов» может быть связано с фотоиспарением газовых оболочек короткопериодных экзопланет под действием излучения звезд, неустойчивостью орбит планет при их миграции внутрь системы или процессами в протопланетном диске на этапе формирования планет. Группа астрономов во главе с Аресом Осборном (Ares Osborn) из Уорикского университета сообщила об обнаружении нового представителя горячих нептуноподобных экзопланет, который обращается вокруг звезды TOI-332. Первоначально кандидата обнаружил транзитным методом космический телескоп TESS, , затем открытие подтвердилось по фотометрическим данным наземных телескопов и спектроскопическим данным от инструмента HARPS. TOI-332 представляет собой оранжевый карлик с массой 0,88 массы Солнца и радиусом 0,87 радиуса Солнца. Звезда находится в 726,8 светового года от Солнца и характеризуется возрастом пять миллиардов лет. Вокруг карлика обращается экзопланета с радиусом 3,2 радиуса Земли и массой 57,2 массы Земли. Равновесная температура TOI-332b составляет 1871 кельвин, а орбитальный период — 0,77 дня, она попадает в «пустыню горячих нептунов». При этом планета обладает одной из самых больших плотностей среди всех обнаруженных на сегодняшний день планет размером с Нептун, которая составляет 9,6 грамма на кубический метр. Исследователи считают, что TOI-332b обладает незначительной водородно-гелиевой атмосферой, 30 процентов ее массы составляет железное ядро, 43 процента — твердая мантия, а еще 27 процентов массы приходятся на воду. Процесс фотоиспарения не способен объяснить потерю массы атмосферой экзопланеты, если предположить, что изначально она была похожа на Юпитер. Возможно, удалению газовой оболочки способствовали столкновения с другими телами или миграция с высоким эксцентриситетом или же планета изначально аккрециировала мало газа на этапе образования. Ранее астрономы обнаружили в «пустыне нептунов» первое обнаженное ядро экзопланеты.