Библейский город Дан пришел в упадок из-за нехватки воды

Засухи и перебои с водой неоднократно приводили к упадку библейского города Дан, который находился на севере современного Израиля. Как говорится в статье, опубликованной в Science Advances, исследователи выявили связь между падением уровня воды в притоке реки Иордан, которая снабжала город водой, и периодами его упадка.

Древний город Дан, который располагался у подножия горного массива Хермон, по-видимому, был основан еще в конце неолита, около 4500 лет до нашей эры. Он неоднократно упоминается в Библии (в частности, в Книге Судей) под именем Лаис (или Лаиш). Согласно древнеегипетским источникам, написанным около 1800 лет до нашей эры, он находился на пересечении торговых путей из Месопотамии к финикийским городам. Это подтверждается и археологическими раскопками. Согласно Библии, Лаис был завоеван евреями из Данова колена и сожжен дотла. На месте разрушенного поселения они построили город Дан. В начале I тысячелетия до нашей эры город захватили арамейские племена. Об этом свидетельствуют остатки каменной стелы, найденной при раскопках Дана. В середине VIII века до нашей эры город был сначала разрушен землетрясением, а потом — захвачен ассирийцами. Примерно в 500-х годах до нашей эры Дан, по-видимому, потерял свое значение и был заброшен. Позднее здесь периодически жили люди, но в небольших поселениях.

Древний город находился в болотистой местности у одноименной реки — главного притока реки Иордан и главного ее источника. Реку Дан, в свою очередь, питали многочисленные ручьи, которые появлялись весной, во время таяния снега в горах Хермон, и также во время дождей. Жители Дана построили ирригационную систему, которая снабжала пресной водой и людей, и посевы. Письменных источников из Дана не сохранилось (или жители города их не вели), поэтому исследователям неизвестно, что происходило в городе в засушливые годы. Однако, как показали исследования, засухи и изменения климата в соседних Сирии, Месопотамии и южного Леванта приводили к конфликтам и миграции жителей.

Французские и израильские археологи и экологи под руководством Давида Каневски (David Kaniewski) из Национального центра научных исследований проанализировали окаменевшую пыльцу и остатки растений, найденные в древнем городе. Так ученые рассчитывали определить, влаголюбивые или устойчивые к засухам растения росли здесь в разные периоды времени, и соответственно, когда уровень воды в реке падал, а в городе был недостаток воды. Также исследователи проследили, как в регионе развивалось земледелие, в том числе выращивание оливковых деревьев. Хотя оливы довольно устойчивы к засухе, из-за недостатка воды они могут хуже цвести и давать меньше пыльцы. Затем, используя археологические доказательства, они оценили плотность населения и площадь заселения города в разное время и сопоставили их с палеоботаническими данными.

Оказалось, что населенность города уменьшалась несколько раз, примерно в 2500-1950 годах, в 1050-840 годах до нашей эры и после 550 года до нашей эры. В эти же периоды снижалась и сельскохозяйственная активность жителей этого места. Примерно в то же время происходило снижение уровня воды в реке Дан (в 2150-1900 годах, в 1050-850 годах до нашей эры и после 550 года).

Исследователи полагают, что уменьшение уровня воды в реке приводило не только к ее нехватке для людей и растений. Стоячая вода превращала окружающую местность в болото. Жители покидали город, и поддерживать ирригационные системы в рабочем состоянии становилось некому. Отводные каналы и резервуары с водой засорялись и тоже превращались в рассадники болезней, в основном малярии, от которой страдали оставшиеся в городе люди.

Ранее американские исследователи выяснили, что причиной гибели крупнейшего поселения североамериканских индейцев, Кахокии, существовавшей в VII-XII веках, стали наводнения.

Палеогенетики построили генеалогическое древо южных уральцев из кургана бронзового века