Японцы снизили шум садящегося самолета

Агентство аэрокосмических исследований Японии провело испытания доработанной версии накладок на стойки и дверцы шасси и закрылки, с помощью которых можно существенно снижать аэродинамический шум заходящего на посадку самолета. Согласно сообщению агентства, предварительный анализ результатов исследований показал значительное снижение аэродинамического шума опытового самолета. В ближайшее время исследователи намерены завершить анализ и представить полные данные об уменьшении шумности самолетов.

С каждым годом города становятся все больше, увеличивая свою площадь. Иногда это приводит к тому, что аэропорты, прежде находившиеся в пригороде, оказываются частью города. В этих случаях самолеты доставляют беспокойство местным жителям. Кроме того, международные авиационные власти периодически обновляют требования, предъявляемые к самолетам по уровню шумности. Для того, чтобы уменьшить шумность самолетов, а значит и аэропортов, разработчики по всему миру занимаются созданием новых технологий, которые бы позволили сделать летательные аппараты тише.

Новые приспособления, испытанные японцами, представляют собой специальные накладки на стойки шасси и кромки закрылков. На стойках шасси такие накладки закрывают щели между элементами конструкции и улучшают обтекание воздушным потоком. Накладки на нижней части закрылков выполнены таким образом, чтобы снизить вероятность возникновения турбулентного потока. Накладки на кромках закрылков в верхней части имеют вихрегенераторы. Они нарушают ламинарное течение воздуха и предотвращают образование пограничного слоя с медленным течением.

Кроме того, накладки на закрылки немного уменьшают зазор между торцами этих элементов и крылом. Благодаря накладкам на закрылки удается несколько улучшить аэродинамические характеристики закрылков и немного уменьшить угол их выпуска при сохранении общей эффективности крыла. Испытания первой версии накладок состоялись в октябре прошлого года и показали, что такие приспособления могут снизить аэродинамический шум самолета. Доработанные накладки несколько отличаются своими размерами, числом вихрегенераторов и формой.

Новые накладки были установлены на опытовый самолет Cessna Citation Sovereign, обозначаемый японским агентством как Hisho («секретарь»). Испытания доработанных элементов проводились в сентябре-октябре текущего года. В общей сложности самолет выполнил 17 полетов, в ходе которых измерения его шума производились с земли 222 раза. Замеры уровня шума производились для опытового самолета как без накладок, так и с ними.

Согласно предварительным данным уровень аэродинамического шума закрылков благодаря накладкам удалось снизить на три децибела, а шасси — на четыре децибела. Согласно заявлению японского агентства, использование новых накладок для шасси и закрылков самолетов или оптимизация этих элементов на новых самолетах позволит снизить общий уровень аэродинамического шума заходящих на посадку летательных аппаратов по меньшей мере на четыре децибела.

В формировании шума самолета аэродинамический шум занимает второе место после звуковых колебаний, производимых вентиляторами и компрессорами реактивных авиационных двигателей. Многие современные исследования направлены на снижение шумности именно авиационных двигателей. В частности, одни исследователи рассматривают возможность изменения конструкции вентилятора и уменьшения скорости его вращения, а другие — размещения двигателей над U-образным хвостовым оперением, чтобы его шум отражался вверх, а не вниз, к наблюдателю.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Британцы показали концепцию регионального водородного самолета

Проект британского института аэрокосмических технологий FlyZero представил первоначальную концепцию регионального водородного самолета. Как сообщает FlightGlobal, лайнер предназначается для перевозки до 75 человек на расстояния до 1,48 тысячи километров.