Воронежское «Конструкторское бюро химавтоматики» завершило эскизное проектирование кислородно-метанового ракетного двигателя с тягой 85 тонн. В конце прошлого года в рамках разработки кислородно-метановых двигателей в бюро были проведены первые испытания экспериментального двигателя тягой 40 тонн, сообщает сайт «Роскосмоса».
В качестве топлива многие ракеты-носители используют керосин. Он более удобен для применения, чем многие другие виды топлива, например, несимметричный диметилгидразин, используемый в «Протонах». В качестве альтернативы керосину многие разработчики ракетных двигателей рассматривают метан, который имеет несколько преимуществ, в том числе для многоразового использования двигателей, а также удешевления запусков.
Свои метановые двигатели недавно испытали две частные американские компании. В 2016 году SpaceX испытала двигатель Raptor с планируемой тягой около трех меганьютонов (около трехсот тонн), а недавно Blue Origin провела первые испытания двигателя BE-4 с тягой около 2,4 меганьютона (около 250 тонн), который в том числе планируется применять в качестве замены российским двигателям РД-180 в ракетах Atlas-V.
Разработкой кислородно-метановых двигателей занимается и российское НПО «Энергомаш». Его подразделение «Конструкторское бюро химавтоматики» в прошлом году провело первые испытания двигателя РД-0162Д2А. Теперь стало известно, что это подразделение разработало техническое предложение и эскизный проект опытного образца двигателя с тягой около 85 тонн (около 850 килоньютонов), при работе над которым будут учитываться данные, полученные на прошлогодних испытаниях. Предполагается, что такие кислородно-метановые двигатели можно будет использовать до 25 раз.
В прошлом году НПО «Энергомаш» провело испытания первых в мире полноразмерных демонстраторов технологий детонационного жидкостного ракетного двигателя. Об этом и других перспективных типах двигателей можно узнать в материале «Установки на будущее».
Григорий Копиев
Теперь она должна пройти испытания
Специалисты компании Ball Aerospace и Центра космических полетов имени Годдарда завершили сборку огромной 300-мегапиксельной камеры WFI (Wide Field Instrument) — основного научного инструмента космического телескопа «Роман». Она будет вести наблюдения в видимом и ближнем инфракрасном диапазонах, а ее поле зрения больше чем у камер телескопа «Хаббл» в 100-200 раз. Теперь камера пройдет испытания в условиях, имитирующих космическую среду, после чего летом 2024 года ее отправят на интеграцию с телескопом. «Роман» станет новой крупной космической обсерваторией NASA и займется исследованиями протопланетных дисков и экзопланет, скоплений галактик, темной материи и темной энергии. В космос телескоп будет запущен в 2027 году при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy.