Светофоры с обратным отсчетом до смены зеленого сигнала могут снизить количество аварий на дорогах, вызванных несоблюдением требований указывающего оптического устройства. К такому выводу пришли американские исследователи из Университета штата Орегон. Работа исследователей опубликована в журнале Transportation Research, а краткое ее изложение приводится в сообщении университета. В целом исследователи пришли к выводу, что обратный отсчет до смены зеленого сигнала светофора повышает внимание водителей при подъезде к регулируемому перекрестку.
В настоящее время в США обратный отсчет законодательно разрешен только на светофорах для пешеходов, причем такие светофоры могут быть установлены только на пешеходных перекрестках. Такой тип пешеходных переходов располагается в американских городах на перекрестке и позволяет при разрешающем сигнале светофора переходить дорогу не только перпендикулярно, но и по диагонали. Действующие правила запрещают устанавливать обратный отсчет на других типах светофоров. При этом размещать обычное табло времени на светофорах в США не запрещено.
В министерстве транспорта США утверждают, что установка обратного отсчета на светофорах для автомобилей может повысить количество аварий на перекрестках или наездов на пешеходов на регулируемых переходах. Специалисты министерства считают, что таймер обратного отсчета, показывающий, что сигнал светофора вот-вот сменится, будет провоцировать водителей прибавлять скорость, чтобы успеть проехать перекресток. Это и может приводить к авариям, когда одна машина еще не успела проехать перекресток, а вторая по своему сигналу светофора уже начала выезжать на него.
Некоторые водительские сообщества и профсоюзы в США на протяжении последних более чем десяти лет пытаются добиться от властей отмены запрета на табло обратного отсчета на светофорах. В частности, они ссылаются на опыт использования светофоров с обратным отсчетом в других странах. Сегодня светофоры с таймером разрешены более, чем в 20 странах мира, включая Таиланд, Великобританию и Россию. Считается, что таймер позволяет водителям лучше прогнозировать движение на перекрестках.
В исследовании Университета штата Орегон приняли участие 55 водителей в возрасте от 19 до 73 лет. Они управляли виртуальным автомобилем на специальном симуляторе, где были запрограммированы как обычные светофоры, так и светофоры с обратным отсчетом до смены зеленого сигнала светофора. По результатам виртуальных поездок выяснилось, что водители чаще останавливались перед светофором с обратным отсчетом, когда таймер уже показывал остающееся время менее десяти секунд. При этом водители перед такими светофорами чаще заблаговременно сбрасывали скорость.
В целом, перед светофором с обратным отсчетом с истекающим временем до смены сигнала водители останавливались на 13,1 процента чаще, чем перед обычным светофором. Кроме того, средний показатель замедления машин перед светофорами с таймером оказался на 0,46 метра в секунду меньше среднего показателя сброса скорости перед обычными светофорами. Исследователи пришли к выводу, что перед обычными светофорами есть некая «зона неуверенности», когда водитель предчувствует возможную смену сигнала светофора, но надеется проскочить на зеленый.
Следует отметить, что Университет штата Орегон довольно часто проводит исследования относительно пользы светофоров с таймерами обратного отсчета. В 2016 году в Transportation Research уже была опубликована аналогичная работа орегонских исследователей. В том исследовании изучалось поведение водителей перед светофорами с обратным отсчетом до смены красного сигнала. В нем приняли участие 67 водителей. По итогам исследования выяснилось, что при наличии таймера водители реже делали фальстарт, а время простоя машин после смены сигнала существенно уменьшалось, сокращая вероятность формирования пробки.
Исследования пользы от светофоров с таймерами обратного отсчета в предыдущие годы проводились и в нескольких других странах. В частности, в 2009 году британские исследователи пришли к выводу, что светофоры с таймерами могут повысить безопасность перекрестков. Китайские исследователи в 2011 году пришли к выводу, что светофоры с обратным отсчетом до смены цветового сигнала упрощают проезд перекрестков, служат одним из факторов уменьшения вероятности возникновения пробки и снижают аварийность.
Некоторые автопроизводители уже внедряют в серийные автомобили поддержку стандарта обмена данными v2i (vehicle-to-infrustructure, автомобиль-инфракструктура). Такие машины могут выводить таймер обратного отсчета до смены цветового сигнала светофора на приборную панель или на индикатор на ветровом стекле.
Василий Сычев
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.