Американская компания Northrop Grumman, ранее разрабатывавшая для ВМС США демонстратор технологий палубного ударного беспилотника X-47B UCAS-D, решила отказаться от создания нового палубного беспилотного аппарата. Как сообщает Defense News, причину отказа компания не раскрыла, заявив лишь что, окончательные требования, предъявляемые американскими военными к перспективному аппарату носят «специфический характер». До сих пор Northrop Grumman считалась наиболее вероятным победителем будущего тендера на создание палубного беспилотника.
Командование ВМС США на протяжении нескольких последних лет проявляло интерес к возможности разработки многофункционального палубного ударного беспилотника. Для того, чтобы точнее определиться с параметрами перспективной машины военные заключили с Northrop Grumman соглашение на разработку и испытания демонстратора технологий нового аппарата X-47B UCAS-D. В рамках этого проекта был разработан не только сам беспилотник, но и всевозможные вспомогательные системы, включая систему инструментальной автоматической посадки аппарата на палубу авианосца.
Два демонстратора X-47B проходили основную программу испытаний до середины апреля 2015 года, а затем выполняли эпизодические тестовые полеты. Аппараты использовались военными для оценки потенциальной роли крупных беспилотников на флоте. В частности, речь шла о разведке, нанесении ударов по позициям противника, дозаправке других аппаратов и применении лазерного оружия. Длина реактивного X-47B составляет 11,63 метра, высота — 3,1 метра, а размах крыла — 18,93 метра. Беспилотник может развивать скорость до 1035 километров в час и совершать полеты на расстояние до четырех тысяч километров.
По итогам проекта американские военные, наконец, заявили, что им необходим палубный беспилотник-заправщик, разработку которого планируется заказать в 2017-2018 году. Окончательные требования к новому беспилотнику были переданы заинтересованным американским компаниям в октябре текущего года. Предполагается, что после принятия на вооружение аппараты получат обозначение MQ-25A Stingray и в составе авиагрупп авианосцев должны будут высвободить палубные истребители F/A-18E/F Super Hornet от выполнения задач по дозаправке других боевых самолетов в воздухе.
Что именно не устроило компанию Northrop Grumman в списке требований, предъявляемых военными к новому аппарату, пока не ясно. Эксперты предположили, что, вероятно, компания пришла к выводу, что в ходе реализации проекта понесет серьезные расходы, которые скорее всего не будут компенсированы даже заказом на серийное производство MQ-25A. «Наша цель — не просто выиграть. Выигрывать — здорово и победа поднимает настроение в день объявления результатов [тендера]. Но если ты не справляешься, если ты подводишь заказчика и акционеров, ты сделал неверный выбор», — заявил глава компании Уэс Буш.
Ранее, помимо Northrop Grumman, о намерении участвовать в программе разработки нового палубного беспилотника заявляли американские компании Boeing, General Atomics и Lockheed Martin. Последняя, так же как и Northrop Grumman, намерена разрабатывать палубный аппарат по схеме «летающего крыла». Отсюда американские эксперты сделали вывод, что Lockheed Martin тоже может в ближайшее время объявить об отказе от разработки палубного беспилотника.
В общей сложности на программу разработки MQ-25A военные намерены потратить не более 2,2 миллиарда долларов. Предполагается, что Stingray в большинстве случаев не будет использоваться для разведки и нанесения ударов по целям противников. При этом военные заявили, что конструкцией MQ-25A все же будет предусмотрена возможность подвески вооружения и разведывательных систем. Американский Конгресс с намерением командования ВМС США не согласен. Конгрессмены настаивают, что военным необходимо заказать разработку боевого палубного беспилотника.
Между тем, еще в середине августа текущего года в сети появилась фотография демонстратора технологий палубного беспилотника-заправщика, испытания которого проводила компания Northrop Grumman. На снимке был изображен беспилотник, внешне похожий на X-47B. Аппарат оснащен подвесными топливными баками, похожими на баки американской компании Cobham, выпускаемыми для истребителей F/A-18. Такие баки пригодны для полетов на скоростях до 325 узлов (около 602 километров в час). Объем каждого из двух баков на беспилотнике может составлять от 330 до 480 галлонов (1,3-1,8 тысячи литров).
Василий Сычёв
Армия США заключила с Northrop Grumman контракт на производство единой системы управления комплексами противовоздушной и противоракетной обороны IBCS. Как сообщает Breaking Defense, в рамках этого соглашения компания разработает 160 систем для американских военных и их иностранных партнеров к концу 2026 года.