Изотопный анализ рассказал о путях алебастра в средневековой Европе

Надгробная алебастровая скульптура рыцаря-госпитальера. Начало XIV века, Бостон, Англия

Spencer Means / flickr.com

Еще в древности алебастр, наряду с мрамором, широко использовался для изготовления скульптур, барельефов, статуэток. Британские и французские исследователи с помощью изотопного анализа выяснили, каким алебастром пользовались скульпторы средневековой Западной Европы и как его доставляли из каменоломен в мастерские. Оказалось, что французские скульпторы и строители помимо камня из центральной Англии и северной Испании, часто использовали местный алебастр, который добывали на востоке Франции. Исследование опубликовано в Proceedings of the National Academy of Sciences.

Алебастром в древности и в средние века называли либо кальцит или известковый шпат (карбонат кальция), либо гипс (гидрат сульфата кальция). В древности кальцит добывали рядом с египетским городом Алабастрон, по имени которого назвали оба минерала. В средние века и в новое время скульпторы часто использовали гипс для изготовления как религиозных скульптур, так и для изображения влиятельных персон, например, королей или Римских пап. Этот минерал очень мягкий и из него можно вырезать сложные орнаменты и скульптуры. Но он легко впитывает воду и поэтому не годится для наружных работ.

Больше всего в средние века был известен гипс из каменоломен в центральной Англии и в северной Испании (в Арагоне). Английский алебастр с XII века использовали в Западной Европе (во Франции, Андалузии, в Риме); из страны экспортировали как скульптуры, так и каменные глыбы. В 1550 году в Англии был принят закон, запрещающий производство религиозных скульптур, и с того времени из алебастра делали, в основном, надгробные памятники. Испанский камень широко использовали в XIV-XVI веках на Пиренеях (в Арагоне и Каталонии), и экспортировали в соседние Португалию и Францию, и в Неаполитанское королевство.

В то же время о других месторождениях алебастра в Западной Европе известно немного. В то время, как исследователи изучали, откуда в средние века и эпоху Ренессанса добывали мрамор, методы геохимического определения алебастра были разработаны плохо. В своей предыдущей работе авторы нового исследования разработали аналитическую методику, которая позволяла определить, откуда привезли гипс, из которого была вытесана скульптура или барельеф. Это ученые определяли по соотношению изотопов кислорода, стронция и серы.

В новом исследовании они проанализировали 66 произведений искусства, сделанных из алебастра в XII-XVII веках из Лувра, музеев Авиньона (здесь в XIV веке в течение 70 лет находилась резиденция Римских пап) и других художественных коллекций во Франции, Англии, Швеции и США.

Результаты анализа показали, что более половины скульптур из Франции и Северной Европы, датированные XVI веком, были сделаны из английского алебастра. После запрещающего изготовление религиозных скульптур, из Англии начали экспортировать гипсовые глыбы. Ученые обнаружили, что испанским алебастром пользовались скульпторы из французского Средиземноморья. Неожиданным оказалось то, что наряду с алебастром из Англии и Испании, французские скульпторы XII-XVII веков высекали скульптуры из местного камня, добытого на западе Французских Альп, недалеко от Гренобля.

Сохранилось редкое историческое свидетельство: смотритель замка Визиль, находящегося вблизи Гренобля, в 1336 году описал транспортировку 45 алебастровых блоков за 100 километров в графство Савойское (северо-запад современной Италии). Из каменоломен блоки 16 километров везли на телегах, запряженных 110 быками, потом их погрузили на лодки, поплывшие по реке Изер. От реки до конечной точки, аббатства Откомб (Hautecombe) глыбы снова везли на телегах.

По словам исследователей, алебастром из Французских Альп пользовались скульпторы по всей стране. Ученые объясняют причину его широкого распространения тем, что французское месторождение было расположено вблизи судоходной реки Романш, так что камень могли транспортировать по воде, что дешевле сухопутной перевозки. Это предположение подтверждается и тем, что хотя в 43 километрах от Авиньона, в Малосене, находится другая алебастровая каменоломня, ученые обнаружили только одну сделанную из него скульптуру. Большинство артефактов в Авиньоне были сделаны из камня, добытого в Альпах, в 240 километрах от города. Очевидно, доставлять глыбы по судоходным рекам Романш, Изер и Роне было дешевле, чем везти их сухопутным путем.

С помощью радиоизотопного анализа можно проследить не только «биографию» камней, но и живших в древности или в средние века людей. Недавно, археологи с помощью анализа изотопов в зубах викинга восстановили его биографию. По-видимому, он родился в Скандинавии или восточной Ирландии и в детстве жил на побережье.

Екатерина Русакова

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.