Археологи восстановили биографию викинга по двум зубам

Британские археологи опубликовали результаты исследования погребальной ладьи викинга конца IX — начала X века, найденной в Шотландии в 2011 году. Это первая нетронутая могила с погребальной ладьей, найденная на острове Великобритания. По мнению ученых, захоронение принадлежало воину скандинавского или, возможно, ирландского происхождения с высоким социальным статусом.

Набеги викингов на Британские острова начались в 793 году, когда скандинавы разграбили монастырь Линдисфарн на северо-востоке Англии. В середине IX века викинги вторглись в северную и северо-восточную Шотландию, разбили пиктов, населявших этот регион, и основали свое королевство. Согласно летописям, в том же столетии скандинавы основали поселение на северо-западе Шотландии, населенном гэлами. Здесь заселение прошло, по-видимому, более мирно: викинги смешались с местными жителями и заимствовали гэльский язык и культуру.

Скандинавы использовали в захоронениях корабли или ладьи либо как гроб, куда клали тело умершего, либо в качестве погребального дара. До сих пор подобные погребения находили в основном в Скандинавии и — единичные — на малых островах Британского архипелага: Оркнейских, Шетландских и острове Мэн. Могила, найденная на полуострове Арднамурхан на северо-западе Шотландии, оказалась первым неповрежденным захоронением такого рода на «большой земле» и первым археологическим доказательством присутствия здесь викингов. В настоящее время ученые исследуют погребение в рамках исследовательского проекта Ardnamurchan Transitions Project.

Могила представляла собой сделанное в кургане углубление размерами 5,2 х 1,7 метра. Оно было выложено камнями, на которых стояла деревянная ладья с телом умершего и погребальными дарами. За прошедшую тысячу лет дерево практически полностью сгнило, но сохранились металлические артефакты: меч, боевой топор и умбон (накладка на щите, защищающая кисть руки). Кроме них, ученые обнаружили в захоронении железный ковш с некими органическими остатками, по-видимому, едой, а также серп, остатки рога для питья, молоток, щипцы и медную булавку.

Останки умершего практически не сохранились, исследователи обнаружили только два коренных зуба. Исследователи провели радиоизотопный анализ и определили соотношения изотопов кислорода, стронция, свинца, азота и углерода, а также содержание соединений стронция и свинца в эмали зубов викинга. Соотношение изотопов азота и углерода позволяет определить рацион человека в детстве и отрочестве, в том числе, мясную или рыбную пищу он ел. По соотношению изотопов кислорода, стронция и свинца в зубной эмали можно выяснить, из какой местности произошел человек. Был ли это регион, образованный, по геологическим меркам недавно, как Англия и Уэльс, или более древний, как, например, Скандинавский полуостров. Исследователи сравнили полученные значения с данными, полученными при анализе других захоронений эпохи викингов, найденных на Британских островах.

Ученые выяснили, что в детстве в рацион умершего входило, в основном, мясо, но в возрасте 3-5 лет он питался по большей части рыбой, то есть, по-видимому, жил на побережье. Судя по соотношению изотопов свинца, стронция и кислорода в зубной эмали, викинг, вероятно, родился в Скандинавии или восточной Ирландии. По словам авторов работы, они предполагают, что нашли захоронение мужчины, но, так как по зубам точно определить пол умершего невозможно, они не исключают, что в ладье могла быть похоронена и женщина. Ранее археологи находили в женских захоронениях оружие, поэтому такое утверждение не кажется невероятным. «Захоронение само по себе не женское, но многие артефакты — серп, ковш, нож и булавку — к мужским тоже не отнесешь», — объясняет со-директор Арднамурханского проекта Оливер Харрис из школы Археологии и Древней истории Лестерского университета.

В прошлом году археологи обнаружили в Дании необычную гробницу викингов X века, построенную наподобие деревянных церквей. В ней были похоронены двое мужчин и одна женщина, по-видимому, из высших слоев общества.