Тающий лед разбавил Гренландское море

Исследователи из Гренландии, Дании и Канады, проанализировав данные за 13 лет наблюдений обнаружили, что таяние льдов вызывает заметное снижение солености у побережья Гренландии. Исследование опубликовано в Scientific Reports.

В связи с потеплением климата Гренландский ледяной щит тает и уменьшается, причем свой вклад в процесс таяния льдов, например, вносят даже водоросли. В 2015 году ученые оценили масштабы таяния Гренландского ледяного щита на протяжении XX века. Оказалось, что в период с 1900 по 2010 год Гренландский ледяной щит «поставил» от 10 до 18 процентов общего объема воды, ответственного за изменение уровня мирового океана (около 20,0 ± 9,4 миллиметра уровня или 9,013 ± 3,378 гигатонн воды).

Теперь ученые решили выяснить, как постоянное таяние ледников влияет на соленость океана у побережья острова, которая по замерам, проводившимся в XX веке, составляла 33,0–34,5 промилле. Для этого исследователи воспользовались данными Мониторинга Экосистем Гренландии (GEM) — этот проект проводил систематические гидрографические исследования на Северо-Востоке Гренландии. Пробы воды собирались ежегодно в августе, начиная с 2003 года, причем образцы брались как из фьордов, так и в 30 километрах от берега на разной глубине.

Проанализировав образцы данные за 13 лет наблюдений, ученые пришли к выводу, что вода у побережья Гренландии действительно становится менее соленой, причем наиболее выражена эта тенденция в подповерхностном слое воды на глубине 30-50 метров. На этой глубине во фьордах соленость снижается с темпом около 0,1 промилле в год, а в открытом море эта цифра составляет 0,12 ± 0,05 промилле. По усредненной оценке ученых соленость снижается на 0,12 ± 0,05 промилле в год и за время наблюдений упала более чем на один промилле.

Авторы отмечают, что снижение солености может нарушить баланс экосистем. Так, дальнейшее опреснение воды Гренландского моря может привести к снижению количества планктона в подповерхностных слоях, что, в свою очередь, повлияет на количество рыбы. При этом ученые обращают особое внимание на тот факт, что наблюдения проводились в северной части острова, где льды тают менее активно, чем на юге — а значит, в реальности темпы снижения солености могут оказаться еще сильнее.

Ранее другая группа ученых выяснила, что глобальное потепление привело к значительному увеличению площади дельт на юго-западном побережье Гренландии в последние тридцать лет. Определяющими факторами стали сход большого количества пресной воды в результате таяния ледников гренландского ледяного щита, повышение среднегодовой температуры выше нуля и таяние льда на поверхности моря.

Кроме того, весной этого года таяние вечной мерзлоты привело к небольшому потопу во Всемирном семенохранилище на острове Шпицбергене (Норвегия). Вода проникла только во входной тоннель и не добралась до запасов семян, однако на случай аварийного сценария в самом хранилище все равно установили насосы для откачки воды.

Арахнологи описали три новых вида пауков-волков с острова Святой Елены