Карликовая планета за Нептуном оказалась окольцованной

Астрономы обнаружили у Хаумеи, четвертой по величине карликовой планеты Солнечной системы, кольцо. Оно находится в спин-орбитальном резонансе с планетоидом, а его радиус близок к радиусу Меркурия. Кроме того, исследователи уточнили плотность планетоида и его атмосферы. Статья опубликована в Nature.

Карликовая планета Хаумеа была открыта в 2004-2005 году двумя независимыми группами астрономов. Она вращается вокруг своей оси быстрее, чем все изученные объекты Солнечной системы — один оборот занимает всего 3,9 часа — и имеет необычную вытянутую форму. Один год на планетоиде длится почти 103 тысячи дней и во время перигелия он подходит к Солнцу на расстояние 37 астрономических единиц. У Хаумеи есть два спутника — Хииака и Намака. Они были названы в честь дочерей Хаумеи, гавайской богини изобилия и деторождения.

Несмотря на то, что карликовая планета известна астрономам уже более десяти лет, она все еще мало изучена. Авторы новой статьи провели наблюдения за Хаумеей в то время, как она проходила перед звездой URAT1 533−182543: для этого исследователи использовали 12 европейских телескопов. По изменению кривой блеска звезды они уточнили параметры планеты.

Главным открытием стало наличие у карликовой планеты кольца. Его ширина достигает 70 километров и радиус — 2287 километров. Кольцо лежит в одной плоскости с экватором Хаумеи и его спутником Хииака и находится в спин-орбитальном резонансе 3:1 с планетоидом. Это значит, что пока частица пыли в кольце совершает полный оборот вокруг планетоида, сам планетоид успевает три раза обернуться вокруг своей оси. Также ученые пришли к выводу, что кольцо отражает свет примерно также, как и кольца одного из крупнейших кентавров Харикло, Урана или Нептуна.

Астрономы также уточнили параметры Хаумеи. Они выяснили, что по самой длинной оси планетоид, как минимум, на 2,3 тысячи километров больше, чем считалось ранее. Верхний предел его средней плотности достигает 1,8 килограмма на кубический метр, что делает объект больше похожим на Плутон. При этом исследователям не удалось зарегистрировать следов глобальной метановой или азотной атмосферы, как у Плутона. Если у карликовой планеты и есть газовая оболочка, то она, вероятно, слишком разреженная.

Хаумеа — не единственная карликовая планета за орбитой Нептуна. К ним также относятся Плутон, которому предложили вернуть статус планеты, Макемаке и Эрида. Кроме того, периодически появляются новые кандидаты в карликовые планеты, например третий по удаленности транснептуновый объект 2014 UZ224, или ДиДи, а также недавно открытый транснептун 2015 RR245.

Астрономы нашли кандидата в дважды детонирующую сверхновую типа Ia