Занятия танцами дополняют навыки, которые получают студенты точных наук, помогают им развиться в новой области, развить креативность и междисциплинарное мышление. К таким выводам пришли исследователи из Университета Северной Каролины после опроса студентов и выпускников специальностей STEM (технические специальности и точные науки). Результаты опубликованы в журнале Journal of STEM Education.
Востребованность выпускников STEM растет с каждым годом и в США она обгоняет все остальные направления более, чем в полтора раза. Среди специалистов в области образования существует точка зрения о том, что занятия искусствами позволяет дополнить обучение студентов и сформировать основные навыки, называемые «4Cs»: креативность, способность к сотрудничеству, критическое мышление и коммуникативные навыки, а также улучшить навыки решения сложных междисциплинарных проблем. Люди, занятые искусством и решающие творческие задачи, имеют иные взгляды на проблемы и ориентированный на человека подход, который могут позаимствовать студенты и выпускники точных специальностей. Все это вдохновило американских исследователей проверить, верна ли эта точка зрения, привлечь внимание к теме, и охарактеризовать опыт учащихся, которые занимаются танцами, с точки зрения академических, личных, институциональных и карьерных факторов.
Исследование имело качественный характер и охватывает широкий круг вопросов. Первая его часть заключалась в библиографическом исследовании по рецензируемым журналам, связанным с образованием и лучшими образовательными практиками (ERIC database), а также по научным публикациям на тему искусств, социальных наук, науки и техники (ProQuest database). По этим базам данных делали запросы, связанные с высшим образованием, точными науками и технологиями, и занятиями искусством. Вторая часть заключалась в работе с фокус-группами. Суть этого метода в том, чтобы собрать группу людей для обсуждения общей для них темы, причем участники могут выражать мнение разных групп (в данном случае, студентов разных специальностей и курсов). Беседу с ними ведет подготовленный ведущий, задача которого — спровоцировать активное обсуждение вопроса, который интересует исследователей, и собрать качественные данные по этому поводу: информацию о личном опыте участников, их наблюдения, идеи и рекомендации.
Исследователи собрали две фокус-группы из танцевальных центров при университете штата Нью-Йорк, всего 24 студентки, все девушки. Танцевальная программа университета позволяет изучать танцы разных стилей и участвовать в хореографических постановках и перформансах, на нее может записаться любой учащийся университета. В первой группе семь студенток выбрали точные специальности, остальные пять занимались маркетингом и социальными работами. Во второй группе «точников» было восемь, они изучали инженерию и химию. Участницам было от 18 до 22 лет, и все они каждую неделю занимались танцами по восемь-12 часов. Каждая сессия обсуждения в фокус-группе заняла около 75 минут, разговоры были записаны и расшифрованы для последующего кодирования, анализа и обсуждения. Кодированием занимались три независимых специалиста в соответствии с установленными в предыдущих исследованиях методами, надежность кодирования оценили с помощью коэффициента каппы Коэна.
Работа с базами данных показала, что большая часть исследований сфокусирована на учениках начального и среднего образования, которые интересуются точными науками. Лишь в небольшом количестве работ изучалось сочетание точных наук в ВУЗах с занятиями искусством.
В беседах фокус-групп для каждой из четырех основных тем исследователи выделили подтемы, затронутые студентами во время обсуждений. В вопросах, связанных с академической деятельностью, были упомянуты: эмоциональная вовлеченность, строгость программы, приверженность профилирующей дисциплине и самоэффективность. В личной теме изучалось то, как индивиды идентифицируют себя в связи со своей будущей профессией, обсуждались взаимодействия студентов, и зона комфорта. Институциональные вопросы касались того, видят ли студенты, что их университет ценит искусства, и как они относятся к их наличию в университете с сильным уклоном в точные науки. Также здесь касались вопросов разнообразия и социального включения, общественных отношений и вопросов участия на дисциплинах. В теме подготовки к рынку труда обсуждались креативность и навыки, необходимые для решения сложных междисциплинарных задач.
Коэффициент каппа Коэна для трех кодеров в среднем составил 0.627 (0.689, 0.720 и 0.472 для каждой пары), что классифицируется как умеренная-высокая надежность.
Анализ комментариев студентов подтвердил важность опыта занятий танцами в академической жизни. Они часто указывали, что точное образование и занятия танцами имеют комплементарный характер, и что лучше всего, когда учебное расписание позволяет заниматься и тем, и другим, уделяя приоритетное внимание профильным дисциплинам. Строгость и требовательность была характерна как для основных занятий, так и для танцевальных уроков. Также студенты признались, что танцы создавали благоприятные условия для самовыражения, и подчеркивали, что там их креативность ценится и принимается. Подавляющее большинство (11 из 13) студентов оказались довольны своими отметками и самоэффективностью как в академических занятиях, так и в танцевальных.
В рамках личных тем студенты обсуждали отношение сверстников к их хобби. Они признались, что занятия танцами часто вызывают непонимание и не воспринимаются серьезно. Авторы исследования интерпретировали это как проявление академического элитизма и ограничения самоидентификации профильной дисциплиной. Девушки-«точники» испытывали комплекс гендерной самоидентификации, поскольку их специализация была связана с мужской твердостью, а занятия танцами — с мягкостью и хрупкостью.
Студенты согласились, что искусство и танцы являются важным механизмом поддержки разнообразия: танцами занимались студенты разной расы и этноса, академических направлений, демографического положения, и сами танцевальные стили были разнообразными. Студенты констатировали, что такого разнообразия не наблюдалось на точных курсах.
Также они отметили, что те, кто занимается точными науками, часто изображаются как гики, в основном мужчины, и им не хватает гибкости, креативности и разнообразия (в широком смысле), тогда как танцы ассоциируются в обществе с девушками, в основном белыми, худощавого телосложения, и с классическими танцевальными направлениями. Участники выразили несогласие с этими мифами, и указали на разнообразие, которое в действительности существует и в той, и в другой культуре, включая разнообразие во взглядах их членов.
В рамках обсуждения рынка труда учащиеся подтвердили, что сочетание основных дисциплин с танцами позволяет научиться разнообразным подходам к решению проблем, развить креативность и способности к совместной работе.
Шесть выпускников также подтвердили это в индивидуальных интервью уже после их выпуска и начала профессиональной карьеры в разных областях. Они часто говорили о решении проблем и сравнивали подходы к решению задач в танцах и в своих профилирующих курсах. Они сообщили, что в своей работе практикуют навыки, которыми научились во время занятий танцами и точными науками.
Авторы исследования признают его ограничения и считают, что следующим шагом должно быть количественное исследование на большей выборке, а также изучение других видов искусств.
Для обладателей ученой степени каждый год проводится международный творческий конкурс «Станцуй свою диссертацию», выступления победителей 2015 года можно посмотреть в нашей заметке, а в 2016 лауреатом стал российский биохимик. За искусство дают и Нобелевскую премию по литературе: в 2016 лауреатом стал Боб Дилан, строки песен которого нередко цитируют в статьях по медицине, а в этом году премию получил британский писатель японского происхождения Кадзуо Исигуро.