Голландская компания Marinebedrijf Koninklijke Marine совместно с Artec 3D занялась составлением трехмерных моделей всех кораблей, находящихся в составе военно-морских сил Нидерландов. Как пишет Naval Technology, в будущем такие трехмерные модели будут использоваться для изготовления запчастей для кораблей во время их ремонта. Компании полагают, что такой подход позволит существенно ускорить процесс ремонта, особенно когда речь идет о деталях, которые уже давно не выпускаются.
В настоящее время военный флот Нидерландов насчитывает 23 корабля, включая тральщики, подводные лодки, патрульные катера и фрегаты. Это относительно «молодой» флот; самый старый корабль — фрегат «Ван Амстел» — поступил на вооружение в 1993 году. Тем не менее, во время ремонта иногда бывают случаи, когда необходимо изготовить ту или иную деталь заново, но ее чертежей найти не удается. В этом случае специалистам приходится проводить реверс-инжиниринг, чтобы понять, как эта деталь устроена.
Для составления трехмерных моделей кораблей и их деталей специалисты Marinebedrijf Koninklijke Marine используют ручные лазерные сканеры Artec 3D. Такие устройства проецируют на объект лазерную сетку, а затем делают ее снимки с частотой 80 кадров в секунду. По искривлению линий составляется карта кривизны поверхности. Устройства также вычисляют расстояние до точек пересечения. Это позволяет создать трехмерную модель, которую после доработки можно конвертировать в набор инструкций для многопозиционных станков, используемых для изготовления деталей.
Когда именно планируется завершить работы по составлению трехмерных моделей голландских кораблей, пока неизвестно. Между тем, Marinebedrijf Koninklijke Marine и Artec 3D полагают, что в будущем такие трехмерные модели позволят техникам проводить небольшой ремонт кораблей прямо в море. Для этого можно будет использовать 3D-принтеры, которые сегодня уже ограниченно применяются, например, ВМС США для печати различных сложных пластиковых деталей. Современные принтеры позволяют печатать и детали из металлического порошка.
В середине мая текущего года голландская компания Damen Shipyards приступила к разработке нового гребного винта, который можно было бы производить с помощью технологий трехмерной печати. Новый гребной винт разрабатывается в рамках проекта WAAMpeller совместно с несколькими другими компаниями, включая Promarin, Autodesk и Bureau Veritas. По оценке разработчиков из Damen Sipyards, трехмерная печать гребных винтов позволит упростить и ускорить их производство. В качестве основы для перспективного 3D-печатного винта взят обычный гребной винт диаметром 1,3 метра и массой 180 килограммов.
3D-печатный гребной винт будет выполнен по технологии проволочно-дугового послойного производства (WAAM, Wire Arc Additive Manufacturing). Для его печати будет использоваться проволока из бронзового сплава, которая будет выкладываться на оснастку послойно. Слои будут сплавляться друг с другом с помощью электрической дуги. Ранее разработчики уже напечатали первый масштабный прототип гребного винта. На нем отрабатывалась технология трехмерной печати из бронзовой проволоки и последующей обработки поверхностей.
Василий Сычёв
Исследовательская лаборатория ВВС США и Northrop Grumman преобразовали солнечную энергию в радиочастотные волны с помощью сэндвич-плитки. Это первый шаг в создании системы для передачи энергии из космоса на земные военные базы, в дальнейшем из таких плиток планируется собирать более мощные составные панели.