Голландская компания Damen Shipyards приступила к разработке нового гребного винта, который можно было производить с помощью технологий трехмерной печати. Согласно сообщению компании, новый гребной винт разрабатывается в рамках проекта WAAMpeller совместно с несколькими другими компаниями, включая Promarin, Autodesk и Bureau Veritas.
Современные гребные винты отливаются из различных сплавов, самым распространенным из которых является куниаль. Это сплав на основе меди с добавлением никеля и алюминия. Отсюда и название — куниаль (CuNiAl, Cuprum-Niccolum-Aluminium). Куниаль по прочности соответствует стали, но не подвержен коррозии и может десятилетиями находиться в морской воде.
После отливки гребной винт извлекают из формы и фрезеруют с помощью специального многопозиционного станка. Фрезеровка поверхностей гребного винта должна производиться с высокой точностью, потому что малейшие неровности на его поверхности во время плавания приведут к возникновению кавитации и повреждению движителя.
По оценке разработчиков из Damen Sipyards, трехмерная печать гребных винтов позволит упростить и ускорить их производство. В качестве основы для перспективного 3D-печатного винта взят обычный гребной винт компании Promarin. Этот движитель диаметром 1,3 метра и массой 180 килограммов используется на буксирах Damen Stan Tug 1606.
3D-печатный гребной винт будет выполнен по технологии проволочно-дугового послойного производства (WAAM, Wire Arc Additive Manufacturing). Для его печати будет использоваться проволока из бронзового сплава, которая будет выкладываться на оснастку послойно. Слои будут сплавляться друг с другом с помощью электрической дуги.
Ранее разработчики уже напечатали первый масштабный прототип гребного винта. На нем отрабатывалась технология трехмерной печати из бронзовой проволоки и последующей обработки поверхностей.
Первый полноразмерный прототип нового гребного винта планируется напечатать в начале лета текущего года. Затем напечатанный движитель будет проверен, после чего разработчики приступят к его испытаниям на одном из буксиров. Испытания гребного винта будут проводиться осенью 2017 года. Если они завершатся успешно, будет разработана технология серийного производства 3D-печатных гребных винтов.
Сегодня трехмерная печать все чаще используется при производстве той или иной техники. В апреле текущего года американский авиастроительный концерн Boeing совместно с норвежской компанией Norsk Titanium разработал несколько структурных элементов из титанового сплава, которые можно печатать с помощью 3D-принтера.
После получения одобрения Федерального управления гражданской авиации США новые напечатанные детали будут устанавливаться на серийные пассажирские самолеты B787 Dreamliner. По оценке Boeing, использование напечатанных деталей позволит снизить стоимость каждого лайнера на два-три миллиона долларов.
Василий Сычёв
Строительство ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» завершено и судно введено в эксплуатацию, говорится в сообщении Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, поступившем в редакцию N + 1. Судно отправится в первый рейс 1 сентября. Оно позволит ученым продолжить регулярные исследования центральной Арктики, которые проводились на дрейфующих станциях «Северный полюс» с 1930-х годов.