Исследование международного коллектива ученых помогло понять, почему мы не заражаемся спорами плесени, хотя вдыхаем их ежедневно в большом количестве. Оказалось, что клетки иммунитета поглощают споры и инициируют в них запуск программы клеточного самоубийства. Ученые обнаружили ключевой белок, который препятствует самоуничтожению спор. Подавление его активности поможет организму справиться с заражением, даже если оно произошло. Статья опубликована в журнале Science.
В быту нас окружает огромное количество микроорганизмов, среди которых плесневые грибы из рода Aspergillus. Эти грибки размножаются спорами, которые потенциально могут прорасти на любом питательном субстрате, в том числе у нас в легких. Человек вдыхает до миллиарда спор ежедневно, однако это не приводит к развитию заболевания, так как споры в норме уничтожаются клетками иммунитета (нейтрофилами и макрофагами) в дыхательных путях.
Для людей с подавленным иммунитетом — в том числе, пациентов, перенесших пересадку органов или костного мозга и принимающих иммуносупрессанты — болезни, вызываемые плесневыми грибками, являются реальной угрозой. У таких людей споры действительно могут прорасти в легких и привести к развитию инвазивного аспергиллеза. Кроме того, аспергиллезы в более легкой форме часто сопровождают людей, у которых уже есть проблемы с дыхательными путями — больных астмой, туберкулезом и хронической обструктивной болезнью легких.
В новой работе сотрудники исследовательских центров США, Израиля и Германии раскрыли механизм уничтожения спор иммунными клетками и показали, что подавление активности противоапоптозного белка Bir1 помогает мышам справиться с инфекцией грибком Aspergillus fumigatus.
Грибковые патогены при попадании в организм захватываются нейтрофилами, которые уничтожают первых при помощи окислительного стресса и выброса свободных радикалов. Ученые обнаружили, что атака нейтрофилов приводит к запуску в спорах механизма, подобного апоптозу — программируемой клеточной смерти. Несмотря на это, споры иногда отказывались «совершить самоубийство», выживали и прорастали даже после «проглатывания» их иммунными клетками.
В клетках млекопитающих есть белки, препятствующие развитию реакции апоптоза. Один из них, под названием Survivin, часто активируется в раковых клетках. Он рассматривается как перспективная мишень в терапии рака, существуют вещества, подавляющие его активность (ингибиторы). Авторы работы обнаружили у Aspergillus fumigatus похожий белок, кодируемый геном BIR1. Искусственное повышение экспрессии этого гена в спорах аспергилла привело к получению «суперзаразных» спор, которые с высокой частотой приводили к развитию заболевания у мышей. Исследователи подтвердили, что белок Bir1 действительно не дает спорам «самоуничтожиться» и тем самым повышает их выживаемость при встрече с нейтрофилами.
Ученые попробовали подавить активность Bir1 при помощи ингибитора белка Survivin. Для этого мышам, зараженным спорами аспергилла, вводили через дыхательные пути это вещество. Препарат привел к снижению выживаемости спор в дыхательных путях и увеличил количество выздоровевших животных. Таким образом, авторы работы не только установили механизм выживания спор в организме, но и нашли потенциальный способ снизить вероятность развития инфекции.
Аспергиллезами страдают не только люди, но и птицы. Недавно мы
о том, как ученые подобрали безопасную дозу противогрибкового препарата для лечения пингвинов. А полюбоваться на аспергилл и другие виды плесени можно в нашей
.
Дарья Спасская
Но стабильного дозозависимого эффекта терапии обнаружить не удалось
Исследователи из США провели первые клинические испытания сонодинамической терапии глиом на людях. Они показали относительную безопасность метода, но подтверждение эффективности, обнаруженной в моделях на мышах, получить не удалось. Результаты были опубликованы в журнале Science Translational Medicine.