Гнилая эстетика

Самые распространенные виды плесени в картинках

Слово «плесень» ассоциируется с разложением, сыростью, испорченными продуктами и заброшенными помещениями, реже — с благородными сырами и антибиотиками. Сложная систематика, видовое многообразие организмов, создающих красочные фактурные ландшафты — плесневые грибы невозможно обойти вниманием.

Зачастую плесенью ошибочно называют оомицетов и слизевиков, которые не относятся к царству Грибов.
Плесеневые грибы не выделяют в отдельную таксономическую или филогенетическую группу — это общее название большого числа видов гифальных грибов, не образующих плодовых тел. Все они относятся к царству Грибов.

Разнообразие цветов и фактур плесени порой заставляет забыть о досаде и испорченных продуктах. Художники используют плесень в инсталляциях, фотографы создают сюрреалистичные снимки, а мы совмещаем искусство и науку и знакомим вас с наиболее распространенными в мире видами плесневых грибов.

Основные условия появления плесени — высокая влажность и наличие подходящего субстрата. Попадая в благоприятные условия, споры плесеневых грибов выпускают ветвящиеся тонкие нити (гифы), которые  разрастаются на субстрате, формируя два вида мицелия. Вегетативный мицелий отвечает за питание и погружен в субстрат, репродуктивный находится над субстратом. Цвет плесени обусловлен цветом спор. Рост грибов продолжается до тех пор, пока хватает питательных веществ.

Гриб Botrytis cinerea является распространенным возбудителем серой гнили и поражает различные части растений, в первую очередь листья. Наибольший хозяйственный ущерб наносит серая гниль винограда, земляники, капусты, сахарной свеклы, гречихи и плодов семейства Тыквенных. У него есть и полезное применение — этот гриб используется в виноделии для производства ботритизированных вин повышенной сахаристости.

Плесневые грибы рода Rhizopus чаще всего поражают продукты питания и называются черной плесеньюпоражают ягоды ежевики, земляники, различных зерновых, подсолнечника, сахарной свеклы, батата, груш и яблок. Наиболее распространенные виды этого рода:  R. cohnii, R. microsporus, R. nigricans, R. nodosus, R. necans и R. stolonifer.  R. nigricans используется в текстильной промышленности для обработки льна

Грибы рода Пеницилл, Penicillium, образуют зеленый или голубой налет на пищевых продуктах. Первым источником антибиотика пенициллина, благодаря которому этот род прославился на весь мир, стал Penicillium notatum, в настоящее время на его основе искусственно получены новые высокопродуктивные штаммы. Виды P. camemberti и P. roquefort, как уже понятно из названия, используются при создании сыров.

Аспергилл, Aspergillus, род высших аэробных плесневых грибов, которые отличаются высокой устойчивостью к воздействиям внешней среды. Некоторые виды играют важную роль при изготовлении ферментативных препаратов, например, Aspergillus niger является основным источником лимонной кислоты, а также используется для получения глюкозооксидазы и лизоцима белка куриных яиц.

Aspergillus fumigatus - широко распространенный термоустойчивый гриб, обнаруживается в почве, листьях и растительном мусоре, птичьем помете, табаке, на испорченных продуктах и органических отходах. A. fumigatus, A. flavus и A. parasiticus служат причиной развития серьезных заболеваний человека и животных, общее название этих заболеваний — аспергиллез. Эти виды грибов вырабатывают смертельно опасный афлатоксин, который вызывает поражение клеток печени, ослабляет иммунную систему, может привести к иммунодефициту и образованию раковых опухолей.

Аня Савченко