Ученые подобрали оптимальную дозу антибиотика для лечения пингвинов

Американские ученые создали математическую модель, предсказывающую эффективную и безопасную дозу антибиотика для лечения очковых пингвинов Spheniscus demersus. Эти птицы страдают от грибкового заболевания аспергиллеза, но используемый антибиотик вызывает много побочных эффектов. Теперь, благодаря полученным результатам, стало возможным скорректировать дозу антибиотика, и лечение пингвинов должно стать проще и безопаснее. Статья с результатами опубликована в журнале Journal of Zoo and Wildlife Medicine.

Респираторное заболевание аспергиллез, которому, среди прочих живых организмов, подвержены человек и птицы, вызывается грибками рода Aspergillus. Долгое время это заболевание лечили итраконазолом, но со временем у грибков возникала к нему устойчивость и лечение теряло эффективность. С недавнего времени стал применяться другой противогрибковый препарат – вориконазол, который способен справиться с аспергиллезом, но у очковых пингвинов, которых им лечили, наблюдались побочные эффекты: анорексия, депрессия, слабость и слепота. Похожие симптомы при лечении вориконазолом наблюдались и у людей.

Ранее это лекарство использовали для лечения аспергиллезов у других птиц, но, по словам авторов статьи, работ, которые бы касались именно фармакокинетики вориконазола, очень мало. В то же время, большинство исследователей в других работах предпочитали экстраполировать результаты дозировки препарата, полученные на одном виде птиц – на другой вид. Но, как указывают авторы новой статьи, фармакокинетика вориконазола между разными видами и даже между представителями одного вида сильно варьируется. Причинами могут быть и отличия в физиологии, и взаимодействия этого лекарства с другими лекарствами, и генетический полиморфизм в генах, которые кодируют метаболизирующие вориконазол ферменты. Таким образом, не было достаточных сведений о безопасной дозе этого лекарства для лечения очковых пингвинов, поэтому авторы статьи решили ее рассчитать.

На выборке из 18 пингвинов, наблюдавшихся при лечении аспергиллеза, ученые замеряли концентрацию вориконазола в плазме крови, и на основании полученных результатов создали математическую модель. Ученые хотели описать, как метаболизируется этот противогрибковый препарат, и предсказать как его разные концентрации будут воздействовать на пингвинов. Необходимо было найти такую концентрацию, чтобы она не вызывала побочных действий, но была эффективна.

В результате авторы работы выяснили, что прием дозы вориконазола в соотношении 5мг/кг один раз в день, является самым эффективным и безопасным. И все же они отмечают, что на практике, из-за возможного накопления лекарства в организме и последующей его токсичности, желательно контролировать дозу препарата для каждого пингвина индивидуально.

В наше время остро стоит проблема устойчивости микроорганизмов к антибиотикам. Не так давно в Америке скончалась пациентка с инфекцией, вызываемой Klebsiella pneumoniae. Этот патоген обладал устойчивостью к 26 антибиотикам. А ученые из Оксфордского университета разработали программу, которая способна определять по геному бактерии, к каким антибиотикам она устойчива, а к каким – нет.

Надежда Потапова