Геофизики из США и Франции обнаружили, что в марсианской атмосфере могут возникать интенсивные метели, с неожиданно высокой скоростью движения снежинок. Подобные явления уже наблюдались марсоходами, но считалось, что снег во время метелей падает очень медленно. По новым данным скорость частиц может быть в десятки раз больше — более того, наличие метелей может сильно влиять на распределение воды в атмосфере Марса. Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience, кратко о нем сообщает The Verge.
В 2008 году марсоход «Феникс» наблюдал в приполярных областях Марса неожиданное для почти лишенной атмосферы планеты явлений — виргу. Вирга — это полоса осадков под облаками, испаряющихся не долетая до поверхности планеты. По первым оценкам ученых, скорость падения осадков в вирге была очень малой — высоту в 1-2 километра марсианские снежинки преодолевали за четыре часа.
В новой работе геофизики смоделировали марсианские атмосферные явления и показали, что в действительности скорость частиц во время метелей может достигать десяти метров в секунду. Потоки воздуха могут ускорять частицы настолько, что 1-2 километра те будут способны преодолеть всего за 5-10 минут. Такие изменения связаны с резким охлаждением марсианских облаков после заката — со скоростью порядка четырех градусов в час. Ученые отмечают, что интенсивные метели можно ожидать во время марсианских ночей, через пару часов после полуночи.
Ранее считалось, что «медленная» метель обязательно приведет к формированию вирги — частицы будут испаряться в воздухе, не долетая до поверхности. Авторы новой работы допускают, что сильные ветра в совокупности с низкой облачностью (обычно марсианские облака формируются на высоте 10-20 километров) могут привести к тому, что снег будет выпадать на поверхность Марса. Это явление напоминает собой земные микропорывы — шквал из нисходящего ветра, часто связанный с грозами. Скорости ветра в земных микропорывах могут достигать 35 метров в секунду.
Глава миссии «Феникса», Питер Смит, отмечает, что новый механизм может не отражать причины метели, которую увидел марсоход. Дело в том, что «Феникс» находился в полярных широтах, где Солнце почти не заходит. В такой ситуации практически не возникают необходимые ночные условия, обуславливающие метели. Однако механизм вполне может реализоваться на средних широтах красной планеты. Тем не менее, подобные теоретические работы очень важны для прогнозирования погоды на Марсе, отмечает Смит. Отправить марсоходы в каждую часть планеты технически невозможно.
Ранее NASA опубликовало анимацию движения марсианских облаков, заснятую этим летом марсоходом Curiosity.
Владимир Королёв
Устройство необходимо для разгона электронов в линейном ускорителе
Ученые из Института ядерной физики имени Будкера СО РАН создали ключевой элемент будущего источника синхротронного излучения СКИФ — клистрон, устройство, которое будет обеспечивать линейный ускоритель СКИФа током высокой мощности и сверхвысокой частоты, сообщили пресс-службы института и Минобрнауки РФ. Разработка стала вынужденным шагом: ученые планировали закупить клистроны в Японии, но из-за санкций фирма-подрядчик разорвала контракт. Проект «Сибирского кольцевого источника фотонов» (СКИФ) был утвержден в октябре 2019 года. Предполагается, что он будет генерировать синхротронное излучение с энергией фотонов от 1 до 100 килоэлектронвольт, которое будет использоваться для высокоточного рентгеноструктурного анализа, то изучения характера рассеяния излучения в толще образца. Такого рода «просвечивание» необходимо для многих задач в физике твердого тела, для разработки новых материалов, биомедицинских исследований. Подробнее об этом мы писали в материале «Больше синхротронов». Первый элемент СКИФа — линейный ускоритель (линак), который должен будет выдавать поток электронов с энергиями в 200 мегаэлектронвольт. Частицы разгоняются в нем благодаря переменным электрическим полям высокой частоты в СВЧ-резонаторах. В свою очередь, для питания СВЧ-резонаторов нужен электрический ток сверхвысокой частоты. Устройство, которое для этого предназначено, называется клистроном. В апреле 2023 года физики ИЯФа проверили в действии «первую ступень» линака, разогнав в нем электроны до энергии 30 мегаэлектронвольт. Однако, как пояснил N + 1 завлабораторией ИЯФ Алексей Левичев, в этом эксперименте использовался клистрон японской фирмы Canon, который институт успел получить до введения санкций. По его словам, для полноценной работы линака требуется четыре клистрона — три работающих и один резервный. Поскольку клистроны с нужными параметрами выпускают только в США, Франции и Японии, физикам пришлось создавать устройство самостоятельно. Клистрон представляет собой разновидность электронной лампы. В нем есть катод, где формируется поток электронов. Затем этот поток ускоряется и попадает во входной резонатор, где под действием электрического поля он становится дискретным — разбивается на сгустки, которые, в свою очередь, наводят ток сверхвысокой частоты в выходном резонаторе. Затем электроны «ловит» коллектор и цикл повторяется. Таким образом из непрерывного тока получают ток с частотой колебаний около 3 гигагерц. При испытаниях клистрона, созданного в ИЯФе была получена мощность в 50 мегаватт. По словам, директора ИЯФ Павла Логачева, создать собственный клистрон устройство они смогли благодаря благодаря тому, что Национальная ускорительная лаборатория SLAC подарила институту клистрон, и физики научились с ним работать. По его мнению, эта технология в дальнейшем будет востребована для других ускорительных установок в России — для синхротрона, источника комптоновского излучения в Сарове, источника нейтронов в Дубне. По словам Левичева, проект линейного ускорителя разрабатывался под параметры японского клистрона, поэтому собственная их установка в максимально возможной степени соответствует «исходнику». Однако соответствие все же не стопроцентное, поэтому, вероятнее всего, три сибирских клистрона будут основными, а японскому останется роль резервного. Испытания линака со всеми тремя клистронами и на проектной энергии в 200 мегаэлектронвольт сейчас планируются на лето 2024 года, добавил Левичев. Раньше мы рассказывали, как японским ученым удалось увидеть с помощью синхротрона двухщелевую самоинтерференцию одиночных электронов во времени.