Исследовательская лаборатория ВВС США заказала шести американским компаниям проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по возможности установки боевых лазеров на современные классы боевых самолетов: истребителей, транспортников и бомбардировщиков. Как пишет Aviation Week, в рамках этой программы, в частности, будет разработана система энергообеспечения авиационных боевых лазеров и оборудование для отвода тепла то работающего энергетического оружия. Общая продолжительность проекта составит семь лет.
Американские военные полагают, что лазеры могут стать основным вооружением перспективных пилотируемых и беспилотных самолетов. Считается, что такое оружие будет проще в эксплуатации, а стоимость стрельбы из него будет очень низкой, в десятки и сотни раз дешевле использования традиционных авиационных пушек и ракет. Кроме того, предполагается, что лазерное оружие будет оружием с практически бесконечным боезапасом — длительность ведения огня из него будет ограничена лишь возможностями бортового авиационного генератора.
Исследованиями в рамках проекта будут заниматься компании Boeing, Lockheed Martin, Northrop Grumman, General Electric, Pratt & Whitney и Honeywell. На первом этапе планируется изучить, возможна ли интеграция модулей с боевыми лазерами в конструкцию планеров современных самолетов и каким образом работающее энергетическое оружие будет влиять на аэродинамические и прочностные характеристики летательных аппаратов. Кроме того, будет изучаться отдача и распределение тепла по корпусу, а также влияние оружия на характеристики самолетов — дальность полета и боевые параметры.
Позже начнется еще один этап программы, в ходе которого компаниям предстоит определить, пригодны ли современные двигатели на боевых самолетах к подключению к ним более мощных генераторов, которые будут обеспечивать энергией лазеры. На этапе планируется также определить, как интеграция боевых лазеров в конструкцию самолета повлияет на расход топлива и работу силовых установок. Кроме того, возможно, на этом этапе будет изучаться возможность включения двигателей в систему теплообмена лазерных установок. Общая стоимость программы пока определена на уровне 409 миллионов долларов.
Следует отметить, что американские компании Northrop Grumman и General Electric занимаются разработкой и изучением новых способов отвода тепла от боевых лазерных установок с 2015 года. Одним из способов охлаждения бортовых систем перспективных самолетов компании, в частности, полагают возможность рассеивания избыточного тепла адаптивными турбореактивными двигателями. Каким образом будет отводиться тепло от работающих систем пока неизвестно.
В качестве одного из вариантов исследователи компании Northrop Grumman рассматривают возможность создания теплового аккумулятора. Тепло от боевых лазеров и систем подачи энергии будет отводиться к нему. При достижении полной емкости теплового аккумулятора тепло от него будет отводиться в рассеивающий контур. Последний, помимо прочего, будет включать в себя теплоотводящие элементы в третьем контуре адаптивного двигателя, через который будет проходить воздух во время полета.
По предварительной оценке, такая многоступенчатая схема отвода и рассеивания тепла позволит сделать «неограниченный» запас выстрелов для лазера, поскольку летчику в бою не придется ждать остывания системы. Кроме того, эта система позволит добиться неувеличения тепловой заметности боевого самолета при использовании большого количества систем — источников тепла.
Особенностью перспективного адаптивного двигателя является использование третьего воздушного контура вдобавок к традиционному второму. Оба контура располагаются друг над другом вокруг газогенератора. При взлете и полете на максимальной скорости третий контур будет закрываться, чтобы двигатель мог поддерживать максимальный уровень тяги. При полете на крейсерской дозвуковой скорости третий воздушный контур будет открыт. В таком режиме двигатель будет работать практически как обычный турбовентиляторный, но с несколько большей тягой и существенно меньшим потреблением топлива.
Василий Сычёв
Власти Турции одобрили начало серийного производства реактивного учебного самолета Hurjet. Как сообщает Defense News, первый полет Hurjet запланирован на 2023 год. Учебный самолет должен заменить устаревающие T-38 Talon, которыми турецкие ВВС пользуются сегодня.