Американская компания Northrop Grumman проводит исследования, которые в перспективе позволят значительно снизить температуру боевых лазеров и систем энергоснабжения такого оружия. Как пишет Aviation Week, одним из способов охлаждения бортовых систем перспективных самолетов станут адаптивные турбореактивные двигатели.
Точно пока неизвестно, каким образом будет отводиться тепло от работающих систем. В качестве одного из вариантов исследователи рассматривают возможность создания теплового аккумулятора. Тепло от боевых лазеров и систем подачи энергии будет отводиться к нему. При достижении полной емкости теплового аккумулятора тепло от него будет отводиться в рассеивающий контур.
Рассеивающий контур, помимо прочего, будет включать в себя теплоотводящие элементы в третьем контуре адаптивного двигателя, через который будет проходить воздух во время полета. По предварительной оценке, такая многоступенчатая схема отвода и рассеивания тепла позволит сделать неограниченный запас выстрелов для лазера, поскольку летчику в бою не придется ждать остывания системы.
Кроме того, эта система позволит добиться неувеличения тепловой заметности боевого самолета при использовании большого количества систем — источников тепла.
Особенностью перспективного адаптивного двигателя является использование третьего (высокого) воздушного контура вдобавок к традиционному низкому (второму). Оба контура располагаются друг над другом вокруг газогенератора. При взлете и полете на максимальной скорости третий контур будет закрываться, чтобы двигатель мог поддерживать максимальный уровень тяги.
При полете на крейсерской дозвуковой скорости третий воздушный контур будет открыт. В таком режиме двигатель будет работать практически как обычный турбовентиляторный, но с несколько большей тягой и существенно меньшим потреблением топлива. По предварительным данным, в целом улучшение основных параметров по сравнению с обычными реактивными двигателями составит 35 процентов.
Экономичность адаптивного двигателя, по предварительным оценкам, увеличится на 25 процентов, диапазон рабочих режимов — на 30 процентов, а тяга — на 5-10 процентов. Как ожидается, рабочий прототип нового двигателя AETD будет создан к 2017 году, а его установка на боевые самолеты начнется после 2020 года.
В конце ноября американская компания GE Aviation, занимающаяся и созданием адаптивного двигателя, открыла в Эвендейлей в Огайо исследовательский центр VESIL. Он займется разработкой методов снижения температуры боевых самолетов. Новые разработки планируется использовать в первую очередь в конструкции перспективного адаптивного трехконтурного турбореактивного двигателя AETD.
В GE Aviation полагают, что излишнее тепло от бортового радиоэлектронного оборудования, систем вооружения и радиолокационных станций перспективных самолетов можно будет рассеивать при помощи двигателей.
Американский стартап Epirus представил противодроновый импульсный электромагнитный излучатель Leonidas Pod. Он устанавливается на дроны.