Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского провел продувочные испытания легкого конвертируемого самолета, который можно будет легко переконфигурировать из пассажирского в грузовой и обратно без изменения конструкции. Согласно сообщению института, испытания в аэродинамической трубе проходила модель фюзеляжа самолета и его воздушный винт.
Концепция нового легкого самолета была представлена в январе текущего года. Разработчики позиционируют новый универсальный самолет в качестве замены устаревшим транспортным самолетам Ан-26. Предварительный проект нового универсального самолета выполнен по классической схеме двухмоторного высокоплана с однокилевым хвостовым оперением и двумя подфюзеляжными гребнями.
Предполагается, что новый самолет сможет садиться на необорудованные грунтовые аэродромы. В пассажирском оснащении новый летательный аппарат сможет перевозить до 50 человек, а в транспортном — до шести тонн грузов. Дальность полета самолета с пассажирами составит около 1,5 тысячи километров, а с грузом — до тысячи километров. Крейсерская скорость самолета составит 480 километров в час.
Продувочные испытания модели легкого конвертируемого самолета проводятся с декабря прошлого года. Их подробности не раскрываются. Согласно сообщению института, проведенные испытания показали, что модель имеет высокие аэродинамические характеристики в широком диапазоне углов атаки и скольжения.
Большинство современных гражданских самолетов универсальностью не отличаются. Так лайнер, изначально собранный для перевозки пассажиров, может быть использован в качестве грузового самолета лишь после серьезной переделки внутреннего пространства и проведения дополнительных испытаний.
Некоторые авиаразработчики сегодня начали интересоваться возможностью создания универсальных самолетов, которые можно было бы при необходимости быстро и без переделки конструкции конвертировать из пассажирских в грузовые и обратно.
В июле текущего года подразделение A3 европейского авиастроительного концерна Airbus представило концепцию модульного салона самолета. Она позволит быстро и без дополнительных затрат менять внутреннее оснащение лайнеров. Новый проект получил название Transpose. В качестве универсальной платформы для модульных салонов разработчики рассматривают уже существующие грузовые самолеты.
Концепт Transpose предполагает создание универсальных сменных модулей, которые можно будет через погрузочные двери устанавливать внутри грузовых самолетов. Такие модули можно закрепить с помощью стандартной системы крепления грузов. При этом все модули, имеющие универсальные каналы для различных коммуникаций, могут стыковаться друг с другом.
Каждый сменяемый модуль может быть оборудован по-своему. В числе возможных вариантов оснащения — кухня, ресторан, магазин, бар, игровая комната, спальные места, конференц-зал. Каждый из модулей может быть оснащен необходимыми оборудованием и мебелью заранее в соответствии с запланированным полетом. Смена модулей может производиться обычной погрузочной машиной за относительно короткое время.
Василий Сычёв
Самолет дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 «Премьер» выполнил первый полет с включенным бортовым радиотехническим комплексом. Как сообщает «Ростех», все системы и оборудование летающего радара во время испытаний отработали корректно.