Подмосковный Центральный аэрогидродинамический институт имени Жуковского представил концепцию нового легкого универсального самолета, пишет газета «Известия». Предполагается, что перед каждым новым полетом у самолета можно будет менять внутреннее оснащение, превращая его в пассажирский или грузовой. При этом сама конструкция летательного аппарата изменяться не будет. Разработчики позиционируют новый универсальный самолет в качестве замены устаревшим транспортникам Ан-26.
Большинство современных самолетов имеют относительно узкую «специализацию». Речь идет о пассажирских самолетах, трансортниках, истребителях. Существуют и так называемые многофункциональные летательные аппараты, которые могут выполнять несколько задач. Например, некоторые самолеты-заправщики могут быть использованы в качестве транспортных, а некоторые транспортники — в качестве пожарных самолетов. Доля таких летательных аппаратов относительно невелика.
Предварительный проект нового универсального самолета выполнен по классической схеме двухмоторного высокоплана с однокилевым хвостовым оперением и двумя подфюзеляжными гребнями. Предполагается, что новый самолет сможет садиться на необорудованные грунтовые аэродромы. В пассажирском оснащении новый летательный аппарат сможет перевозить до 50 человек, а в транспортном — до шести тонн грузов. Дальность полета самолета с пассажирами составит около 1,5 тысячи километров, а с грузом — до тысячи километров.
Согласно сообщению ЦАГИ, продувка модели нового самолета в аэродинамической трубе состоялась в декабре прошлого года. Модель показала высокие аэродинамические характеристики на разных углах атаки и скольжения. Технические подробности проведенных испытаний не уточняются. По заявлению разработчика, новый летательный аппарат создается для гражданской авиации; предполагается, что он будет использоваться для внутренних грузопассажирских перевозок.
В середине декабря прошлого года подразделение A3 европейского авиастроительного концерна Airbus представило концепцию модульного салона самолета. Будучи реализованной, она позволит быстро и без дополнительных затрат менять внутреннее оформление лайнеров. Новый проект получил название Transpose. В качестве универсальной платформы для модульных салонов разработчики рассматривают уже существующие грузовые самолеты, поскольку в их конструкцию не нужно будет вносить изменения.
Концепт Transpose предполагает создание универсальных сменных модулей, которые можно будет через погрузочные двери устанавливать внутри грузовых самолетов. Такие модули можно закрепить с помощью стандартной системы крепления грузов. При этом все модули, имеющие универсальные каналы для различных коммуникаций, могут стыковаться друг с другом. В грузовом отсеке транспортного самолета A330-200F можно разместить до 12 сменных модулей.
Каждый сменяемый модуль может быть оборудован по-своему. В числе возможных вариантов оснащения — кухня, ресторан, магазин, бар, игровая комната, спальные места, конференц-зал. Каждый из модулей может быть оснащен необходимыми оборудованием и мебелью заранее в соответствии с запланированным полетом. Смена модулей может производиться обычной погрузочной машиной за относительно короткое время. В текущем году планируется провести первые испытания прототипа сменного элемента салона самолета.
Василий Сычёв
Компания готовится к следующему этапу сертификации
Летающий гибридный четырехместный автомобиль A5, разрабатываемый компанией ASKA, получил специальный сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиацией США. Во время экспериментальных полетов планируется собрать данные для дальнейшего прохождения процедуры получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Инженеры не оставляют идею создать летающий автомобиль, который мог бы как передвигаться по дорогам общего пользования, так и летать. На сегодняшний день существует множество проектов такого рода и некоторые из них уже выполняют тестовые полеты, как, например, летающий автомобиль AirCar, разрабатываемый словацкой компанией Klein Vision. Недавно к числу официально допущенных к испытательным полетам прототипов присоединился летающий автомобиль A5 от компании ASKA. Проект был впервые анонсирован в 2018 году, а в январе 2023 года на выставке CES представлен первый полностью функциональный прототип. Четырехколесный автомобиль рассчитан на перевозку четырех человек, включая пилота-водителя. На земле в движение A5 приводят четыре электромотора, встроенные в колеса. Они способны разогнать автомобиль до 105 километров в час менее чем за пять секунд. Разгон с помощью колес также помогает сократить дистанцию разбега при взлете. Для полета A5 оборудован двумя складными крыльями. Во время движения по дороге они находятся в сложенном виде на крыше транспортного средства, а перед полетом автоматически разворачиваются. На них установлены шесть электромоторов с двухлопастными воздушными винтами. Два двигателя из четырех, установленных на заднем крыле, могут поворачиваться, создавая тягу в горизонтальном полете. Летающий автомобиль может подниматься в воздух вертикально с места или взлетать по-самолетному с небольшим разбегом. Кроме основных литий-ионных батарей на борту также установлен резервный бензиновый генератор. По заявлениям разработчиков, включение генератора помогает увеличить время полета на 30 минут. В итоге максимальная дальность полета составляет 402 километра. Помимо резервного мотора в целях безопасности летающий автомобиль оборудован аварийным парашютом. Недавно Aska А5 наконец получил от Федерального управления гражданской авиацией (FAA) США специальный сертификат летной годности, а также разрешение на полеты с испытательными целями. Данные, собранные в результате экспериментальных полетов, позволят в дальнейшем перейти к процедуре получения сертификата типа, открывающего дорогу к серийному производству ASKA A5. https://www.youtube.com/watch?v=d-O-sov-0S0 В отличие от A5, который имеет крылья и может летать как самолет, проект летающего автомобиля, разрабатываемый китайской компанией XPeng, будет построен по чисто мультикоптерной схеме.