Компания Panasonic совместно с компанией WHILL Inc. разработала самоуправляемое кресло-коляску для комфортного перемещения людей с ограниченными возможностями. Устройство будет тестироваться в международном аэропорту Токио с августа 2017 года до конца марта 2018 года в рамках программы по повышению доступности для всех пассажиров. Об этом сообщается в пресс-релизе компании Panasonic.
Несмотря на то, что обычно под автономным транспортом подразумеваются последние разработки самоуправляемых автомобилей или беспилотников, многие инженеры работают над более узкими задачами. К примеру, над созданием автономных устройств для людей с ограниченными возможностями, таких как роботы-помощники, самостоятельно передвигающиеся по дому. Или же автономных роботов, помогающих таким людям передвигаться.
Разработанное Panasonic и WHILL кресло управляется с помощью специального приложения для смартфонов. В нем пользователь указывает точку назначения, после чего кресло определяет свое местоположение, и, используя заложенную в его память карту аэропорта, определяет наиболее оптимальный маршрут. Оно умеет самостоятельно передвигаться и избегать препятствия, отслеживая окружающую обстановку. После того, как пассажир добрался до места назначения, устройство самостоятельно возвращается назад, тем самым снижая нагрузку на персонал аэропорта.
Кроме того, компания будет тестировать режим совместного передвижения, в котором группа пассажиров, к примеру семья, сможет передвигаться вместе, выстроившись в колонну. Планируется, что тестирование автономных кресел, а также других технологий для повышения доступности будет проходить с 8 августа 2017 года по 31 марта 2018 года в токийском аэропорту Ханэда.
В прошлом году другая японская компания — Nissan, также представила автономное кресло, но для других нужд. Компания предложила использовать его для организации «умных» живых очередей. После того, как наступила очередь первого человека и он встал, кресло само переезжает в конец очереди, а следующие за ним кресла наоборот перемещаются вперед.
Григорий Копиев
И реагировать на них движениями
Американские инженеры связали на автоматическом станке свитеры для роботов, которые помогают ощущать прикосновения с помощью вшитых датчиков нажима. Свитеры пригодятся, чтобы управлять движениями роботов на производстве. Работа доступна на arXiv.org. Для работы на производстве с людьми, роботам нужно быть очень осторожными, чтобы случайно не травмировать человека. Есть разные способы сделать роботов безопасными, например прикреплять к ним мягкие подушки. Другая идея — научить роботов быстро определять контакт и отодвигаться от человека. В отличие от людей, у роботов нет кожи, но для них можно сделать другую систему для распознавания ощущений из жестких или эластичных материалов, или даже одежду из текстиля, если встроить в нее датчики прикосновений. Одежду можно быстро изготавливать на ткацком станке в промышленных масштабах, и надевать на роботов разных форм и размеров. Группа инженеров из Университета Карнеги под руководством Джеймса МакКанна (James McCann) и Ян Вэньчжэня (Yuan Wenzhen) создала свитеры для роботов, которые могут надежно определять прикосновения. По словам авторов, обычно у текстильных сенсоров есть проблема: они быстро деформируются и перестают надежно работать. Исследователи попробовали с этим справиться, связав свитеры из трех слоев пряжи. Верхний и нижний слой сделаны из обычного нейлона, на котором чередуются широкие и узкие полосы. Широкие полосы сотканы из полиэстеровой металлизированной пряжи, которая хорошо проводит электричество, а узкие полосы изолятора сделаны из акрила. Средний слой — это сетка из района (искусственного шелка). Чем она тоньше, тем выше чувствительность свитера к легким прикосновениям, и наоборот — плотный средний слой подходит для сильных нажатий. Слои ткани с помощью пуговиц с проводами соединяются с устройством для считывания сопротивления, и вместе с ним превращаются в электронную схему. Когда кто-то дотрагивается до свитера, верхний и нижний слои ткани соприкасаются через отверстия в районовой сетке, и сопротивление в системе уменьшается. По сопротивлению можно определить силу нажатия. Инженеры протестировали, насколько надежно устройство определяет силу и место контакта со свитером. Первая серия экспериментов проверяла, как эффективность сенсоров меняется со временем. Эксперименты включали 42 секунды контакта с сенсорами по 20-30 раз на протяжении 4 дней. Авторы не приводят точные цифры результатов, но утверждают что сенсоры показывали стабильные результаты по определению места контакта все 4 дня, с небольшими погрешностями в конце эксперимента. Также исследователи протестировали точность сенсоров на плоской и изогнутой поверхности. На плоской поверхности по сопротивлению датчиков можно было точно определить силу нажатия. На изогнутой поверхности корреляция между сопротивлением и силой нажатия сохранилась, но выросло ее стандартное отклонение. Таким образом, сложность поверхности негативно повлияла на точность определения нажатия. Наконец, инженеры проверили эффективность чувствительных свитеров на роботах. Они надели свитер на робота Kuri, который должен был повернуть голову в ответ на прикосновение. В будущем технологию RobotSweater можно использовать, чтобы обучать роботов: например, похлопать по плечу в качестве похвалы. Пока инженеры показали, как свитеры могут пригодиться на производстве: например, промышленный робот в свитере останавливается и меняет направление движения в ответ на прикосновения. https://www.youtube.com/watch?v=YGUV1dHuCRc Прикосновения может определять не только одежда для роботов, но и искусственная кожа, которую разработала группа ученых из Стэнфордского университета. Пока кожу испытали на крысах, но авторы планируют в будущем встроить ее в человеческие протезы, чтобы улучшить их чувствительность.