Чехи приступили к сборке новой «летающей парты»

Чешская компания Aero Vodochody приступила к сборке первого полностью нового учебного самолета L-39NG, глубоко модернизированной версии одной из самых распространенных в мире «летающих парт» L-39 Albatros. Как пишет Aviation Week, в настоящее время в сборке находятся одновременно четыре самолета, которые будут участвовать в наземных и летных испытаниях.

L-39NG выполнил первый полет в сентябре 2015 года. В его основу лег один из старых L-39 компании Aero Vodochody. Самолет получил композитное крыло и лишился дополнительных топливных баков, которые у базового Albatros располагались на законцовках крыла. Кроме того, вместо советского реактивного двигателя АИ-25ТЛ на L-39NG поставили модернизированный американский FJ44-4M.

Тем не менее, поднявшийся в 2015 году в воздух самолет, был выполнен на базе старого планера L-39 с использованием ряда старых систем. Разработка полностью нового планера для L-39NG велась Aero Vodochody с середины прошлого года.

Разработка нового планера понадобилась для того, чтобы сделать конструкцию самолета более приспособленной к внесенным изменениям. В частности, установка крыла из композиционных материалов потребовала доработки конструкции центроплана. Масса двигателя FJ44-4m составляет 295 килограммов, что на 55 килограммов меньше АИ-26ТЛ. Уменьшение массы силовой установки требует новой центровки самолета.

Согласно планам чешской компании, первый полет полностью нового учебного самолета состоится до конца 2018 года, а в 2019 году L-39NG пройдет сертификацию. После этого компания развернет масштабное серийное производство модернизированных «летающих парт» и в 2020 году поставит первые из них заказчикам.

Модернизированный самолет получил помимо прочего новое бортовое радиоэлектронное оборудование компании Genesys Aerosystems и индикатор на лобовом стекле Speel Praha. В общей сложности L-39NG получил более 800 новых узлов, агрегатов и систем. От оригинального L-39 в нем осталось около 800 компонентов.

Длина L-39NG составляет 12 метров, а размах крыла — 9,6 метра. Максимальная взлетная масса учебного самолета составляет 5,8 тонны. Albatros может развивать скорость до 775 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 2,6 тысячи километров. Самолет оснащен пятью точками подвески для различных типов оружия общей массой до 1,2 тонны.

L-39 традиционно использовались для подготовки пилотов в ВВС СССР, а затем и России. В настоящее время ВКС России располагают примерно 150 устаревшими чешскими учебными самолетами L-39, поставлявшимися в войска с 1980-х годов. Эти самолеты используются для расширенной подготовки летчиков, а также для поддержания пилотами летных навыков.

Ранее стало известно, что ВКС России до конца 2018 года получат первую партию новых учебных самолетов СР-10, разработанных компанией «Современные авиационные технологии». Этот самолет с крылом обратной стреловидности будет использоваться наравне с турбовинтовыми Як-152 и реактивными Як-130 и должен будет заменить устаревшие L-39.

Согласно проекту, СР-10, разработка которого завершится в текущем году, сможет развивать скорость до 900 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 1,5 тысячи километров. СР-10 сможет выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от плюс десяти до минус восьми единиц. СР-10 выполнил первые два полета 25 декабря 2015 года.

Василий Сычёв