ВКС России до конца 2018 года получат первую партию новых учебных самолетов СР-10, разработанных компанией «Современные авиационные технологии». Как пишет газета «Известия», самолет с крылом обратной стреловидности будет использоваться наравне с турбовинтовыми Як-152 и реактивными Як-130.
В настоящее время ВКС России располагают примерно 150 устаревшими чешскими учебными самолетами L-39, поставлявшимися в войска с 1980-х годов. Эти самолеты используются для расширенной подготовки летчиков, а также для поддержания пилотами летных навыков. Предполагается, что новый учебный самолет СР-10 со временем заменит устаревшие L-39.
СР-10 разрабатывается по нормальной аэродинамической схеме с одним турбореактивным двигателем. Первые самолеты будут оснащены украинскими двигателями АИ-25ТЛ, которые затем заменят российскими АИ-55И. Максимальная взлетная масса СР-10 составит 2,7 тонны. Самолет имеет крыло с обратной стреловидностью в десять градусов.
Крыло с обратной стреловидностью имеет несколько преимуществ по сравнению с обычным крылом. Во-первых, такое крыло позволяет существенно повысить маневренные характеристики самолета. Во-вторых, оно позволяет уменьшить радиолокационную заметность самолета. В-третьих, такое крыло позволяет улучшить аэродинамические характеристики летательного аппарата.
Наконец, крыло обратной стреловидности существенно упрощает управление самолетом на сверхмалых скоростях полета. При этом крыло обратной стреловидности в полете испытывает существенно бо́льшие нагрузки, чем обычное крыло. Именно этот недостаток существенно осложняет разработку самолетов с крылом обратной стреловидности.
Согласно проекту, СР-10, разработка которого завершится в текущем году, сможет развивать скорость до 900 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 1,5 тысячи километров. СР-10 сможет выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой от плюс десяти до минус восьми единиц. СР-10 выполнил первые два полета 25 декабря 2015 года.
В сентябре прошлого года совершил первый полет турбовинтовой учебный самолет Як-152, который должен будет заменить самолеты базовой летной подготовки Як-52. Ожидается, что первые новые учебно-тренировочные самолеты начнут поступать в войска до конца 2017 года. Они же будут использоваться для обучения летчиков в гражданских пилотажных центрах и в ДОСААФ.
Взлетная масса нового самолета составляет 1,3 тонны. Он оснащен поршневым двигателем мощностью 320 лошадиных сил, который позволяет ему разгоняться до скорости в 500 километров в час. Максимальная дальность полета нового самолета составляет около тысячи километров. Як-152 рассчитан на 30 лет службы.
Василий Сычёв
ВМС США показали концепцию перспективного эсминца проекта DDG(X). Как пишет USNI News, военные хотят оснастить его гиперзвуковыми ракетами и боевым лазером в десять раз мощнее того, что есть у них сейчас.