Британская компания QinetiQ завершила исследования опасности, которую могут представлять для пассажирских самолетов любительские беспилотные летательные аппараты. Такие исследования проводились по заказу правительства Великобритании. Как пишет Aviation Week, по итогам исследования специалисты пришли к выводу, что дроны представляют серьезную опасность для легких самолетов и вертолетов.
Малые беспилотники с каждым годом получают все большее распространение благодаря тому, что управление такими аппаратами не требует специального разрешения, а их стоимость невелика. Аппараты используются владельцами для развлекательных полетов, а также проведения любительских фото- и видеосъемок, в том числе в районе аэропортов.
По данным Национальной службы управления воздушным движением Великобритании, гражданам страны принадлежат около двух миллионов различных дронов, и далеко не все они эксплуатируются с соблюдением норм безопасности. Летом текущего года британская полиция завела 23 дела по факту наблюдения дронов в воздушном пространстве аэропортов и случаев их тесного сближения с самолетами.
По итогам исследования, заказанного компании QinetiQ в октябре прошлого года, авиационные власти в первую очередь планировали узнать, к чему могут привести удары дронов о ветровые стекла, иллюминаторы и носовую часть фюзеляжа пассажирских самолетов.
В исследовании, проводившемся британской компанией, использовалась специально спроектированная пневматическая пушка, которая с заданными скоростями выстреливала дронами в передние части списанных самолетов и вертолетов. Для стрельбы использовались квадрокоптеры массой 0,4, 1,2 и 4 килограмма, а также беспилотники самолетного типа массой 3,5 килограмма.
По итогам испытаний исследователи пришли к выводу, что любые дроны представляют серьезную опасность для легких самолетов и вертолетов, не имеющих специального сертификата защищенности от столкновений с птицами и летящих в любом диапазоне доступных скоростей. Вертолеты же и самолеты с защитой от птиц могут получать серьезные повреждения от дронов при полете на крейсерской скорости.
Под получаемыми повреждениями исследователи имеют в виду бой ветровых стекол и иллюминаторов, при котором тяжелые части дрона могут влететь в кабину пилотов. К таким частям относятся металлические датали корпуса, камера и аккумулятор.
Пассажирские лайнеры оказались чуть более устойчивыми к попаданию дронов. Для них серьезную опасность представляют аппараты массой два килограмма и более, если столкновение произойдет на крейсерской скорости полета самолета (обычно 800-900 километров в час). Такие скорости лайнеры развивают на большой высоте, где дроны летать пока не могут.
При этом аппараты массой четыре килограмма могут представлять опасность для пассажирских самолетов на небольших скоростях полета, например, при заходе лайнера на посадку. Правда, в этом случае вероятность разрушения ветрового стекла в значительной степени зависит от конструкции дрона и наличия в ней металлических частей.
В октябре прошлого года аналогичное расследование завершила рабочая группа Европейского агентства по авиационной безопасности. В целом, специалисты пришли к выводу, что серьезной угрозы любительские дроны для пассажирских самолетов не представляют.
Беспилотные аппараты по массе были разделены специалистами на четыре категории: крупные (массой более 3,5 килограмма), средние (до 1,5 килограмма), малые (до 0,5 килограмма) и «безвредные» (до 250 граммов). Для каждой категории аппаратов специалисты определили степень опасности, которая оценивалась по пятибалльной шкале: 1-2 — высокая, 3-5 — низкая.
Для расчета степени опасности использовались данные о высотах полета аппаратов по категориям, учитывалась вероятность их появления в едином воздушном пространстве с самолетами, а также результаты компьютерного и натурного испытаний столкновения дронов и лайнеров.
Кроме того, индивидуальная степень опасности оценивалась для каждого дрона по четырем пунктам: повреждения корпуса, угроза жизни пассажиров, угроза жизни экипажа, угроза нарушения расписания полетов. Для упрощения оценки исследователи вели расчеты для самолетов, летящих на скорости в 340 узлов (630 километров в час) на высоте трех тысяч метров и более и на скорости в 250 узлов на меньшей высоте.
По итогам всех вычислений специалисты пришли к выводу, что малые дроны на высоте до трех тысяч метров практически не представляют угрозы для пассажирских самолетов, как из-за низкой вероятности их появления в общем с лайнерами воздушном пространстве, так и из-за небольшой массы аппаратов.
Василий Сычёв
Полет проходил в режиме дистанционного управления
Прототип электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace совершил успешный испытательный полет на аэродроме Котсуолд в Англии. В процессе испытания дистанционно управляемый летательный аппарат с вертикальным взлетом и посадкой достиг скорости 70 километров в час. Это первый свободный полет прототипа, который до этого поднимался в воздух лишь со страховочными тросами, сообщает Bloomberg. Видео полета опубликовано на YouTube-канале компании. Проект серийного электрического аэротакси был представлен в 2020 году. Это высокоплан с прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле размещены четыре балки с электромоторами и воздушными винтами. Передние четыре винта пятилопастные и поворотные, а задние четырехлопастные имеют фиксированное положение. Размах крыла аэротакси 15 метров, а длина — 11 метров. Кабина рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Планируется, что аэротакси сможет пролетать 190 километров на скорости до 320 километров в час. Vertical Aerospace планирует продолжать тесты в рамках подготовки к первому пилотируемому полету. Если все пройдет успешно, то компания надеется пройти сертификацию в 2026 году.