Легкие дроны признали безопасными для самолетов

Рабочая группа Европейского агентства по авиационной безопасности завершила исследования уровня угрозы, которую могут представлять дроны для пилотируемых самолетов. Полные итоги исследования были представлены авиационному руководству, а краткое их изложение опубликовано на сайте агентства. В целом, специалисты пришли к выводу, что серьезной угрозы любительские дроны для пассажирских самолетов не представляют.

Любительские беспилотные летательные аппараты с каждым годом получают все большее распространение. Этому способствует постоянное снижение их стоимости и простота эксплуатации. В настоящее время в Европейском Союзе гражданам принадлежат около 3,3 миллиона беспилотников разных классов массой до 25 килограммов. При этом с каждым годом увеличивается число случаев, когда пилоты заходящих на посадку самолетов наблюдают дроны в непосредственной близости.

Европейские авиационные власти полагают, что столкновение дрона и самолета в воздухе — вопрос времени. Исследование, проводившееся с мая текущего года, призвано дать властям информацию, которая позволит подготовиться к возможным последствиям столкновения дронов и самолетов, а также выработать новые правила осуществления полетов малых беспилотников. Участники рабочей группы сосредоточились на изучении последствий воздушных столкновений пассажирских самолетов с дронами массой до 25 килограммов.

Беспилотные аппарате по массе были разделены специалистами на четыре категории: крупные (массой более 3,5 килограмма), средние (до 1,5 килограмма), малые (до 0,5 килограмма) и «безвредные» (до 250 граммов). Для каждой категории аппаратов специалисты определили степень опасности, которая оценивалась по пятибалльной шкале: 1-2 — высокая, 3-5 — низкая. К безопасной категории аппараты причислялись, если они получали четыре или пять баллов.

Для расчета степени опасности использовались данные о высотах полета аппаратов по категориям, учитывалась вероятность их появления в едином воздушном пространстве с самолетами, а также результаты компьютерного и натурного испытаний столкновения дронов и лайнеров. Кроме того, индивидуальная степень опасности оценивалась для каждого дрона по четырем пунктам: повреждения корпуса, угроза жизни пассажиров, угроза жизни экипажа, угроза нарушения расписания полетов. Подробнее с оценкой можно ознакомиться в докладе.

Для упрощения оценки исследователи вели расчеты для самолетов, летящих на скорости в 340 узлов (630 километров в час) на высоте трех тысяч метров и более и на скорости в 250 узлов на меньшей высоте. По итогам всех вычислений специалисты пришли к выводу, что малые дроны на высоте до трех тысяч метров практически не представляют угрозы для пассажирских самолетов, как из-за малой вероятности их появления в общем с лайнерами воздушном пространстве, так и из-за небольшой массы аппаратов.

Средние дроны, по оценке специалистов, не представляют серьезной угрозы для пассажирских самолетов на высоте полета до трех тысяч метров, где наиболее вероятно их столкновение. В случае же, если аппарат массой 1,5 килограмма (большая часть любительских беспилотников) столкнется с самолетом на высоте более трех тысяч метров, он может представлять серьезную угрозу безопасности полетов. Крупные аппараты признаны опасными для пассажирских самолетов на всех высотах полетов.

По итогам натурных испытаний исследователи пришли к выводу, что в случае столкновения с дронами наиболее сильные повреждения могут получить ветровые стекла пассажирских самолетов, носовые обтекатели, передние кромки крыла, а также двигатели. В целом же ущерб от дронов массой до 1,5 килограмма может быть сопоставим с ущербом от птиц, с которыми самолеты регулярно сталкиваются в воздухе. Хотя птицы и наносят серьезные повреждения самолетам, аварией или катастрофой такие инциденты заканчиваются крайне редко.

Подведя итоги исследования, специалисты выработали несколько рекомендаций. Во-первых, исследователи посоветовали европейским авиационным властям уделять много внимания пропаганде безопасности полетов беспилотников. Во-вторых, специалисты предложили ограничить высоту, на которую разрешено подниматься беспилотникам, а также создать закрытые для полетов дронов зоны, в первую очередь, вокруг аэропортов.

Наконец, специалисты предложили провести дополнительное расширенное исследование повреждений, которые дроны могут наносить двигателям пассажирских самолетов. Специалистов также заинтересовало, какую угрозу для пассажирских самолетов могут представлять литий-ионные и литий-полимерные аккумуляторные батареи беспилотников, способные воспламеняться при повреждении. В частности, специалистов интересуют последствия попадания аккумуляторов в технологические отверстия самолетов и двигатели.

Между тем, в середине октября текущего года британская компания QinetiQ получила контракт на проведение исследования последствий столкновения дронов с самолетами в воздухе. Авиационные власти в первую очередь интересует, к чему могут привести удары дронов о ветровые стекла, иллюминаторы и носовую часть фюзеляжа пассажирских самолетов. Специалисты должны оценить, способны ли такие столкновения привести к жесткой посадке или даже падению самолета.

Все необходимы для исследования столкновения будут производиться между беспилотниками и пассажирскими самолетами разных классов над полигоном QinetiQ в Уэльсе. Его площадь составляет 12,9 тысячи квадратных километров.

Василий Сычёв

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Спущен на воду атомный ледокол «Якутия»

Достроят его в конце 2025 года