Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени Чаплыгина совместно с американской компанией Honeywell представил на авиасалоне МАКС, проходящем в подмосковном Жуковском, новый легкий самолет ТВС-2ДТС, планер которого практически полностью выполнен из композиционных материалов. Представители института рассказали N+1, что в самолете не композитными являются только лонжероны и еще несколько небольших элементов, сделанных из алюминия.
В настоящее время в России действует программа развития малой авиации, разработанная Министерством промышленности и торговли России. Эта программа предусматривает разработку легкого самолета для местных авиалиний, который мог бы заменить устаревший многоцелевой самолет Ан-2, также известный как «Кукурузник». По словам представителя сибирского института, новый самолет является лучшей заменой устаревшим Ан-2, и, хотя, идеологически ТВС-2ДТС базируется на проекте «Кукурузника» ничего общего с ним уже практически не имеет.
Планер ТВС-2ДТС выполнен из препрегов, заранее пропитанной связующим полимером углеткани. При изготовлении такая углеткань по выкройкам нарезается на отдельные элементы, которые затем на специальной оснастке выкладываются послойно, вакуумируются в специальном пакете, а затем выпекаются в автоклаве при строго определенных температуре и давлении. Более подробно об изготовлении конструкций самолетов из препрегов можно почитать в нашем материале.
ТВС-2ДТС оснащен турбовинтовым двигателем TPE331-12UAN взлетной мощностью 1100 лошадиных сил. Выпуском таких силовых установок занимается американская компания Honeywell. В качестве движителя используется пятилопастной воздушный винт с изменяемым шагом. Управление в самолете практически полностью электронное, а в перспективе его планируется сделать целиком электронным. Как рассказали N+1 представители разработчика, это, в частности, позволит реализовать на ТВС-2ДТС систему автопилота.
В прототипах нового легкого самолета, выполненного по схеме биплана, нижнее крыло имеет плавно загнутые кверху законцовки, которыми оно соединено с правой и левой консолями верхнего крыла. Такая схема, иначе называемая замкнутым крылом, позволяет отказаться от расчалок (поддерживающих аэродинамических опор), используемых в конструкции классического бипланного крыла. Замкнутое крыло имеет лучшие аэродинамические характеристики.
ТВС-2ДТС способен перевозить до девяти человек. Продолжительность полета ТВС-2ДТС составляет около 25 часов. Остальные летные характеристики самолета пока не определены. ТВС-2ДТС совершил первый полет 10 июля 2017 года, а 15 июля выполнил перелет на аэродром Летно-исследовательского института имени Громова в подмосковном Жуковском, где в настоящее время проходит авиасалон МАКС. В полете машина показала хорошую экономичность, надежность и относительную простоту управления.
Ан-2 — один из самых популярных советских самолетов. Всего были выпущены около 18 тысяч «Кукурузников», 1400 из которых до сих пор эксплуатируются российскими компаниями и ведомствами. Самолет широко использовался не только на местных маршрутах, но и в сельском хозяйстве при химических работах на полях. «Кукурузник» способен развивать скорость до 236 километров в час и выполнять полеты на расстояние до 990 километров. Самолет может перевозить до 12 пассажиров или грузы массой до 1,5 тонны.
Василий Сычёв
Почему микрожуки-перокрылки летают не так, как все остальные животные
В журнале Nature вышел рассказ о новом способе летать. Его изобрел очень, очень маленький жук-перокрылка — он в 50 раз меньше шмеля. Мы поговорили с авторами статьи и выяснили, что ухищрения, на которые идет перокрылка ради того, чтобы взлететь, можно сравнить разве что с теми, на которые приходится идти энтомологам, чтобы этот полет описать.