Частники проиграли военным спор о создании космических роботов

Американская компания Orbital ATK проиграла в суде Агентству перспективных оборонных разработок (DARPA) США спор о приоритете создания космических роботов, которые планируется использовать для обслуживания и ремонта спутников на орбите. Как сообщает Defense News, суд постановил, что у Orbital ATK нет никакого законного основания требовать от военных отказа от разработки собственных космических роботов. В самой компании уже заявили о намерении обратиться с жалобами в Белый дом, Конгресс и Пентагон.

Orbital ATK подала иск к DARPA в феврале текущего года. Иск основывается на положениях «Национальной космической политики США», программы по освоению космоса, разработанной в 2006 году и утвержденной президентом Бараком Обамой в 2010 году. Согласно этому документу, США могут создавать оборонительную военную инфраструктуру в космосе. Опираясь на это положение документа DARPA в апреле прошлого года запустила программу разработки космических роботов для ремонта спутников.

Проект разработки таких роботов получил название RSGS. В рамках программы планируется создать один аппарат — демонстратор технологий, который будет запущен в космос в 2021 году. После демонстрации робот останется на орбите и на коммерческой основе будет ремонтировать гражданские спутники. Робот сможет корректировать положение солнечных панелей спутников, развертывать заклинившие антенны, перемещать спутники на другую орбиту, ставить полезную нагрузку и менять модули.

Помимо прочего «Национальная космическая политика США» запрещает государственным предприятиям конкурировать с частными компаниями в космической сфере, однако если речь идет о создании уникальной системы, которую не разрабатывают частники, работы признаются законными. Именно этим пунктом программы руководствовалась компания Orbital ATK, когда подавала иск к американскому агентству военных разработок. Компания утверждала, что начала работать на собственным космическим роботом раньше, чем стартовал аналогичный проект DARPA.

Согласно решению суда, иск Orbital ATK был отклонен, поскольку «Национальная космическая политика США», хотя и подписана президентом, статуса закона не имеет. В суде заявили, что документ представляет собой лишь свод указаний, который американские государственные ведомства и частные компании могут выполнять, а могут игнорировать. Любопытно, что в DARPA уверяют, будто специалисты агентства перед запуском программы RSGS изучили разработки американских компаний и не нашли никаких аналогий.

Orbital ATK занимается разработкой космического робота Vivisat. Первый такой аппарат планируется запустить в космос в 2018 году и завершить его испытания в начале 2019-го. Аппарат представляет собой универсальный пристыковываемый роботизированный модуль. Присоединившись к спутнику он сможет поддержать его на орбите, если у аппарата заканчивается топливо, скорректировать его траекторию или безопасно перевести на орбиту захоронения. Робот предназначен для поддержания на орбите старых, но еще работающих спутников на протяжении пяти лет.

Комплекс THAAD перехватил баллистическую ракету