Ремонт военных спутников на орбите доверят роботам

Агентство перспективных оборонных разработок (DARPA) министерства обороны США в течение ближайших пяти лет проведет демонстрацию робота, способного ремонтировать и модернизировать военные спутники на геосинхронной орбите. Как пишет Aviation Week, проект разработки такого робота получил название RSGS (Robotic Servicing of Geosynchronous Satellites, роботизированное обслуживание геосинхронных спутников). После демонстрации робот останется на орбите и на коммерческой основе будет ремонтировать гражданские спутники.

В рамках проекта RSGS планируется разработать манипулятор с большим количеством степеней свободы, который будет установлен на космический аппарат. Сам аппарат будет оснащен вычислительными системами, которые позволят ему, помимо прочего, в автоматическом режиме выполнять облет ремонтируемого спутника. В числе задач, которые сможет выполнять робот — коррекция положения солнечных панелей, развертывание заклинивших антенн, перемещение спутника на другую орбиту, установка полезной нагрузки и замена модулей.

Другие подробности о проекте не уточняются. Разработкой похоже аппарата в настоящее время занимается американская компания Orbital ATK. Ее робот получил название Vivisat. По сути, он представляет собой универсальный пристыковываемый роботизированный модуль. Присоединившись к спутнику он сможет поддержать его на орбите, если у аппарата заканчивается топливо, скорректировать его траекторию или безопасно перевести его на орбиту захоронения.

В марте 2014 года NASA провело испытания роботизированной системы PROxITT, предназначенной для дозаправки спутников на орбите. В перспективе ее планируется устанавливать на специальных космических роботах, которые будут отвечать за обслуживание спутников. Испытания проводились на Земле, а расстояние между пунктом управления и манипулятором составило около 1,3 тысячи километров. В тестах манипулятор перекачивал топливо и окислитель на тех же скоростях и при том же давлении, при котором они осуществлялись бы в космосе.

После завершения разработки в аппарат PROxiTT будут включены оборудование перекачки топлива, гибкий топливный шланг и система подачи окислителя. Со временем к ним добавится и система, которая позволит производить ремонт и обслуживание спутников на орбите. По данным NASA, перспективная система позволит обслуживать и дозаправлять даже те спутники, которые изначально для этого не проектировались.

Американцы вооружили дрон противодроновым электромагнитным излучателем